Полиэтиленом по бронзе

Богуславская Л.А. «Собака» (керамика, дерево, верёвки, 2017 год). Собственность автора

В галерее «Новая Третьяковка» открылась крупнейшая выставка современной российской скульптуры «Пять измерений». Здесь есть эксперименты с материалом, формой и, конечно же, с цветом. Цель перфоманса — проследить путь развития пластического искусства начиная с 92-го года. Работать выставка будет совсем недолго, всего полтора месяца, и закончится 8 октября.

«В последний раз такого рода экспозиция состоялась в «Третьяковке» тридцать лет назад», — говорит куратор проекта Ирина Седова.

Представлены произведения как из мастерских авторов, так и из собрания Третьяковской галереи. Большую часть работ, многие их которых создавались специально для проекта, посетители выставки увидят впервые.

Самый большой экспонат — «Пушкин на Кавказе», сделана из кусочков дерева и войлока. Махину семиметровой высоты скульптор Владимир Соскиев приезжал монтировать в «Третьяковку» сам, а устанавливали её с помощью подъёмного крана.

Проект организован совместно с Объединением московских скульпторов, в котором работает несколько поколений мастеров пластики начиная с момента его создания в 1992 году. Выставочный комитет от музея побывал во всех мастерских скульпторов и отобрал лучшие работы.

Мильченко С.Г. «Ангел-хранитель» (дерево, металл, 2017 год). Собственность автора

«Увидели, насколько разнообразны художественные приёмы, насколько разнообразен язык произведений, насколько широко используются материалы — от бронзы до полиэтиленовой плёнки, от дерева и до керамики», — заявил в интервью телеканалу «Культура» председатель правления Объединения московских скульпторов Иван Казанский.

В экспозиции представлены работы на грани скульптуры и «не скульптуры», когда видовые границы размываются. Предельный отход мастеров от главных маркеров ваяния ‒ фигуративности, объемности, образной определенности ‒ заставляет задуматься о совершенно иных принципах восприятия пластики в XXI веке. Выставка отражает разнообразие исканий современных скульпторов: фигуративные и абстрактные решения, любование натурой и холодную конструктивность предметного мира, игру цвета, формы, материала.

Достойными внимания авторы считают самые разные, зачастую неожиданные и провокационные, вещи. Это и отлитый в бронзе противогаз, и стальная коробка с гофрированной бумагой, напоминающая камеру-обскуру. Объектом восхищения современных скульпторов остаётся и человеческое тело, как «Девочка с прыгалками» Александра Руковишникова.

Рукавишников А.И. «Девочка с прыгалками» (бронза, 2017 год). Собственность автора

Налицо — эксперименты с материалом, формой и, конечно же, с цветом: воспетые в жести женские тела на панно от Георгия Франгуляна соседствуют с яркими пластиковыми ню от Виктора Корнеева.

«Это редкое качество для скульптора — цвет. Потому что скульптор мыслит объёмом, и когда в объём добавляется цвет — это всегда очень сложно. У него это всегда очень мастерски, изысканно и очень смело», — объяснила куратор выставки, заведующая отделом скульптуры Государственной Третьяковской галереи Ирина Седова.

Такая выставка должна была состоятся хотя бы потому, что за последне три десятилетия творчество и быт российских скульпторов кардинально изменились. В 1990-е годы вместе с СССР исчезла система госзаказа, обеспечивавшая мастеров средствами на покупку материалов и инструментов. Для художников наступили трудные времена, потому что занятия скульптурой не только очень трудоёмки, но и требуют денежных затрат на большое количество материалов и аренду мастерских. Тем не менее переломное время обеспечило мощный творческий импульс.

Участниками проекта стали ныне живущие именитые мастера и молодые скульпторы, работающие в Москве. Их можно условно разделить на несколько поколений: рождённые в 1930–1940-х, 1950–1960-х, 1970 – начале 1980-х, и конце 1980-х–1990-е годы.

Старшее поколение – это авторы, чьё искусство представляет собой радикальный эксперимент в пластике: Валентина Апухтина, Людмила Богуславская, Андрей Красулин, Андрей Диллендорф, Николай Силис. Расцвет их творчества пришёлся на 1970-е, когда художники начали открывать для себя западное искусство. Работа из серии «Самородки» Андрея Красулина была вдохновлена образом смятой бумаги. Скульптор, заметивший в нерукотворном предмете красивую форму и удивительную пластику, бережно сохранил ее нетронутой вплоть до отливки в материале. Особым образом тонированная и установленная, форма приобрела ценность произведения искусства.

Красулин А.Н. Из серии «Самородки» (бронза на авторской подставке, 1992-2012 годы). Собственность автора

К поколению 1950–1960-х принадлежат признанные скульпторы с мировым именем, крупнейшие мастера-монументалисты, которым свойствен точный пластический язык. Это узнаваемые авторы с собственным художественным стилем. Среди них много тех, кто сейчас преподает в лучших творческих вузах – Александр Рукавишников, Сергей Мильченко, Дмитрий Тугаринов. Сергей Мильченко представляет на выставке произведение «Ангел-хранитель» (2014), где металл используется в сочетании с деревом в качестве мощного средства создания образа. Александр Рукавишников выполнил графические работы специально для выставки, а бронзовая скульптура «Девочка с прыгалками» будет экспонироваться впервые. Анатолий Комелин, принадлежащий этой же плеяде, никогда не стремился к публичности, но всегда был интересен скульптурному сообществу из-за максимальной степени экспериментальности своего творчества. Виктор Корнеев, искусно работающий с пластикой человеческого тела, приверженец привычных скульптурных материалов, неожиданно облачил свою «Обнаженную» (2017) в пластик, к тому же выкрашенный в пронзительно-фиолетовый цвет.

Скульпторы, рожденные в 1970–1980-х годах, уже сформировались как авторы, нашедшие свой художественный метод и стремящиеся к лаконичности и знаковости. Это поколение занято поисками метафорического языка, выражающего обобщенные идеи, отвлеченные понятия. Александр Ворохоб и Илья Гуреев работают с одним из основных объектов для скульптуры – человеческим телом. В произведении «Жилмассив» Александр Ворохоб ищет темы и знаки, присущие повседневной жизни, и пытается говорить об окружающей среде и ее унифицированности скульптурным языком. Андрей Молчановский работает с оптическим стеклом. Предельная степень отхода от традиционного воплощения портретного жанра отражена в его «Парадном портрете госпожи Гибель» (2016), созданного из блоков стекла, которые имитируют подобие женского бюста.

Молчановский А.П. «Парадный портрет госпожи Гибель» (оптическое стекло, холодная обработка, 2016 год). Собственность автора

Молодое поколение, недавние выпускники творческих вузов, сейчас переживает период активного эксперимента и стремится к образной и пластической концентрации, а также к лаконичности средств выражения. Это такие авторы как Алексей Дмитриев, Александр Агбунов, Василиса Липатова. Серия Михаила Плохоцкого «Цветы уходящей эпохи» представляет собой авторское переосмысление металлоконструкций, оставшихся от снесенных московских киосков. Это своего рода recycle, переработка и возрождение утилизированного сырья в новый, уже художественный образ. Размышление М. Плохоцкого о ныне существующей цивилизации находит продолжение в работах Василисы Липатовой о цивилизации будущего. Выполненные из пластика в технике ручной 3D-печати «Объекты космической параллели» представляют собой полупрозрачные фантазийные объемы, парящие над головами зрителей.