Овербукинг станет приятным сюрпризом

Депутаты готовят законопроект, устанавливающий десятикратную компенсацию для пассажиров, которым не хватило места на борту из-за овербукинга (когда билетов продано больше, чем мест). Это революционное для российского авиарынка предложение может кардинально изменить отношение к этой распространённой неприятности: получив достойный откуп, пассажиры смогут без ущерба для себя скорректировать планы и маршрут, а авиакомпании получат инструмент для разрешения конфликтных ситуаций.

Проект соответствующих поправок в Воздушный кодекс намеревается внести в Госдуму первый зампред комитета по энергетике, член фракции «Справедливой России» Игорь Ананских.

«Я сам не раз был свидетелем таких ситуаций, — рассказал депутат «Парламентской газете». — Людям предлагали лететь в другое время, из-за чего крахом шли все их планы: кто-то опаздывал на следующий транзитный рейс, кто-то пропускал важную деловую встречу, кому-то это ломало весь отпуск».

Пока в российском законодательстве не прописано, что делать в таком случае. Как отмечают эксперты, российские перевозчики компенсацию пассажирам предложить не могут, а продажу лишних билетов часто списывают на технический сбой в системе бронирования.

Во многих странах проблема овербукинга решается выплатой пассажиру денежной компенсации. В России авиакомпания может только на выбор позволить улететь следующим рейсом или вернёт стоимость билета. Проблема в том, что билет обычно покупается заранее и его цена почти всегда оказывается меньше стоимости билета у альтернативного перевозчика (если пассажиру надо лететь как можно быстрее) или не компенсирует стоимости гостиницы, такси и еды (если человек согласен ждать). Компенсация в десять стоимостей билета позволяет решить эти проблемы.

До этого узаконить овербукинг в России уже пыталось министерство транспорта. Но предложенный в 2015 году проект изменений в Воздушном кодексе не был даже внесён в правительство.

Так что сейчас «оставшиеся за бортом» из-за перепроданных билетов за компенсацией должны обращаться в суд или надеяться на результаты проверки регулятором. Как показывает практика, это долго и неэффективно — штраф очень невелик. Так, в марте авиакомпания «Победа» на 189-местный самолёт на маршруте Красноярск — Москва продала 196 билетов. В итоге одной пассажирке не нашлось места на борту. В результате только 13 сентября «Победа» была оштрафована на 20 тысяч рублей по ч. 1 ст. 14.4 Кодекса об административных правонарушениях (Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов).

Овербукинг очень часто используется при продаже билетов (особенно на авиарейсы), помогая увеличивать выручку и снижать цены. Дело в том, что обычно 7-10% билетов по тем или иным причинам не используется (например, люди сдают их или опаздывают к вылету). Продавая больше билетов на эту величину перевозчик почти гарантированно выполнит свои обязательства.

Но случаются накладки. В апреле 2017 года Соединённые Штаты потряс попавший на видео инцидент, когда полицейские силой вывели из самолёта пассажира, которого авиакомпания United решила высадить из-за овербукиинга.

Продажа большего количества билетов — «это аналог комбинаторного аукциона Викри: стратегия каждого участника – объявить, сколько он готов заплатить за каждый возможный вариант… Выбирается тот вариант, который даёт самую большую сумму ставок и все платят свои ставки», пишет в своём блоге российский экономист, профессор Чикагского университета Константин Сонин.

Такой аукцион «даёт очень высокую экономическую эффективность», потому что «есть люди, которые готовы заплатить за место на борту больше, чем сумма, за которую пассажиры готовы рейс пропустить и полететь следующим», утоняет учёный. И приводит пример овербукинга из собственной жизни: «Я в прошлый вторник покупал билет на пятницу из Чикаго в Шарлотт за 700 долларов, а это дорого (к сожалению, выяснилось, что надо лететь, очень поздно). А в аэропорту услышал, как авиакомпания предлагала 300 долларов за пропуск этого рейс. Поскольку скандалов не было, кто-то согласился. То есть когда они мне продавали билет, то уже наверняка знали, что ожидается слишком много пассажиров, но рассчитывали, что «невидимая рука рынка» — да, это именно она! – сработает, дав компании возможность получить значительный процент на том, что она выступила, фактически, биржей авиабилетов».

You may also like...