Всё пошло не так
Москва, которую сейчас называют воплощением победившего урбанизма, готовится к муниципальным выборам. Между тем крестный отец урбанизма, главный теоретик хипстерского движения Ричард Флорида в новой книге признал, что был во всём неправ.
Пятнадцать лет назад именно Флорида придумал термин «креативный класс» и объявил, что его увеличение стимулирует экономический рост переживающих кризис городов, так как гибкость, эксцентричность и терпимость людей этого класса привлекает инвестиции.
Для расчета влияния этой группы на экономический рост в городах он в своей книге «Креативный класс: люди, которые меняют будущее» предложил так называемый «индекс богемы». Тот рассчитывался на основании данных о месте проживания, образовании, факторе «крутизны», который зависит от количества молодежи и качества ночной жизни и культуры, а также, как ни странно, числе проживающих в городе гомосексуалистов.
«Индекс богемы» обладает на удивление сильной способностью предсказывать целый ряд вещей, от высокотехнологичной базы региона до роста населения и занятости, — писал тогда Ричард Флорида.- Концентрация богемы в регионе по состоянию на 1990 год прогнозирует как концентрацию высокотехнологичной индустрии, так и занятость и рост населения между 1990 и 2000 годами. Это служит убедительным доказательством того, что в тех местах, где процветает художественная жизнь и культура, наблюдаются креативные экономические результаты и рост экономики в целом».
Креативность понималась Флоридой довольно широко — это не только связь непосредственно с областью искусства, но и в целом способность генерировать идеи. Новая модель экономического развития городов должна была базироваться на трех Т — технологиях, таланте и толерантности. Безусловным лидером креативности среди американских городов Флорида называл Сан-Франциско.
Теория «креативной экономики» быстро завоевала популярность и легла в основу свежих технических решений. Переживавшие разложение города хотели выжить, и в русле новых тенденций им пришлось открыть крутые бары, шикарные кафе и художественные площадки, которые должны привлекать молодых, образованных и терпимых жителей. Начиная с 2000 года с помощью таких идей были предприняты попытки реанимировать пришедшие в упадок американские города.
Именно Ричард Флорида с его «креативным классом» послужил источником вдохновения для мэров, дизайнеров и архитекторов, которые начали создавать пешеходные улицы, строить велосипедные дорожки и поощрять появление новых художественных галерей и театров. Ожидалось, что в конце концов таинственная алхимия так называемой «креативной экономики» создаст новое и процветающее городское ядро.
Сам социолог и философ стал популярен не только как перспективный урбанист, но и как консультант по развитию городов. Его услугами воспользовались штат Нью-Йорк и такие города, как Кливленд, Сиэтл и тот же Детройт, в котором губернатор штата Мичиган попытался развивать «креативный класс» посредством инвестиций в культуру.
Однако уже в 2013 году Ричард Флорида заговорил о том, что он заблуждался. В реальности оказалось, что что приток в город представителей креативного класса способствует лишь росту собственного благосостояния этого класса, но не росту благосостояния города. Кроме того, он усугубляет и так имеющееся неравенство: бедных современная урбанистика просто выталкивает на окраины, где жизнь становится еще хуже.
В выпущенной недавно своей новой книге «Новый городской кризис» знаменитый урбанист открыто говорит о своих заблуждениях и провале теории «креативной экономики». Через 15 лет бурного консультирования развития городов на базе этой концепции он признает, что выгода от инвестиций в неё «распределяется диспропорционально в пользу более образованных и высокопрофессиональных творческих работников». В то же время повышение зарплаты «синих воротничков» и малоквалифицированных рабочих «практически незаметно на фоне роста их квартплаты». И делает вывод: «При тщательном рассмотрении, инвестиции в талант мало что дают для перераспределения материальных благ вниз по социальной лестнице».
«Печальная правда состоит в том, что даже для таких удобных для «креативного класса» городов как Нью-Йорк и Сан-Франциско ставка на хипстеров и интеллектуальную индустрию услуг сочетается с упадком среднего класса и ростом разрыва между богатыми и бедными, — вторит Флориде другой американский урбанист Джоэл Коткин. — Даже Вашингтон и Сан-Франциско, эти живые примеры «городов для хипстеров», находятся в числе городов с высоким уровнем бедности – порядка 20% населения здесь имеют доходы ниже прожиточного минимума».
«В Бруклине, который становится районом хипстеров и всё более дорожает, почти четверть жителей находится за чертой бедности, — отмечает он. — В то время как растет число лавок, торгующих фермерскими продуктами, баров и цветочных магазинов для хипстеров, каждый четвёртый бруклинец получает продуктовые карточки. Нью-Йорк занял первое место в стране по росту числа бездомных, а число детей в ночлежках в этом, согласно Майку Блумбергу, «городе роскоши», выросло за прошлый год на 22%».
По мнению самого Флориды, креативный класс захватил многие великие города в мире и уже задушил их почти до смерти. «Мы должны разрушить барьеры, отделяющие богатых от бедных, и перестроить средний класс, инвестируя в инфраструктуру», — утверждает он теперь.
Тем не менее предлагаемые Флоридой решения скромны. Они варьируются от конкретных советов обеспечить более доступное жильё, больше инвестировать в инфраструктуру и добиться более высокой оплаты труда, до неопределенного «участвовать в глобальных усилиях по созданию более сильных, более процветающих городов в быстро урбанизирующихся районах мира», «расширять возможности общин и дать возможность местным лидерам укрепить свою собственную экономику».
Проблема заключается еще и в том, что, как отметил ученый Дэвид Харви, самым большим сдвигом в экономике городов за последние сорок лет стал переход от управленческого подхода к предпринимательству. Мэрии городов, которые когда-то оказывали своим жителям услуги, стимулируя рост их благосостояния и развитие инфраструктуры, теперь продают себя глобальным пулам капитала, туристов и образованной части населения.
Похожую историю переживает сейчас и Москва. Однако здесь никто о покаянии главного теоретика пешеходных зон и прочего благоустройства, обрушивающегося на столицу ежегодно, не рассказывает. Тем более, накануне муципальных выборов 10 сентября.