С российского “железа” соскоблят иностранный налёт

Круглый стол “Вопросы применения отечественного телекоммуникационного оборудования в сетях связи” в Аналитическом центре при правительстве России. Москва, 10.12.2018 (фото: Павел Арабов / Положение вещей)
Производители телекоммуникационного оборудования (или железа на профессиональном жаргоне) вместе с чиновниками провели мозговой штурм, пытаясь наконец понять, как наладить выпуск в России телефонных станций, оптического волокна, серверов и других вещей, из которых и складываются такие привычные нам интернет и мобильная связь. Главный вывод, который сформулировали участники — всё это уже не раз было, но попытаться ещё раз мы просто обязаны, потому что иного выхода нет.
Обсуждение проходило в Москве на круглом столе “Вопросы применения отечественного телекоммуникационного оборудования в сетях связи” в Аналитическом центре (АЦ) при правительстве России. Встреча предваряла намеченное на 18 декабря в Новосибирске второе заседание заседания Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации.
Зачем всё это
Важность проблемы сомнений не вызывает — сбой в работе связи легко может стоить чьей-то жизни, а утечка важной информации иногда равносильна проигрышу в войне. Зависеть в таких чувствительных вопросах от иностранных компаний не очень приятно, но импортировать приходиться почти всю электронику.
Существующие преференции для отечественных производителей не работают, на оборудование со льготами приходится 1,4% в объёме госзакупок, констатировала заместитель руководителя АЦ Татьяна Радченко.
При этом в России действует национальная программа “Цифровая экономика”, в которой поставлена задача занять 5% мирового рынка телекоммуникационного оборудования, что составляет примерно 18 млрд долларов, напомнил участникам круглого стола руководитель проектного офиса по реализации этой самой нацпрограммы и начальник управления отраслей экономики АЦ Владимир Месропян.
До сих пор не совсем понятно, что считать российским оборудованием: в частности, применяются механизмы аккредитации Торгово-промышленной палаты или определения доли российских комплектующих. Нужен единый подход, например, единый реестр. “Соответсвующие предложения были внесены в правительство чуть больше месяца назад (то есть в начале ноября — ПВ) и сейчас находятся на рассмотрении в администрации президента”, — рассказал заместитель директора департамента развития высоких технологий министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России (Минкомсвязи) Дмитрий Никитин.
Включать в такой реестр будет особо нечего, потому что организовывать производство в России невыгодно, из-за того, что все компетенции и выпуск комплектующих находится за рубежом, считает директор по контролю качества компании “Агат софт” Юрий Анисимов.
Более того, многое импортное оборудование собирается в России. Есть целый сегмент рынка по выпуску китайского оборудования под видом отечественного, утверждает он.
ФАС на вас
Заказчики тоже часто составляют условия конкурса под конкретное импортное оборудование, даже когда существуют аналогичные отечественные технические решения, добавил Юрий Анисимов.
Это последнее замечание вызвало живую дискуссию среди присутствующих чиновников.
“Вы пытались обращаться в ФАС (Федеральную антимонопольную службу — ПВ)? Это же по их части, речь идёт об ограничении конкуренции”, — спросил Владимир Месропян.
Очевидное предложение смутило бизнесмена — выяснилось, что так далеко в отстаивании своих интересов его компания заходить не готова. “Мы погуглили (поискали в интернете — ПВ) и поняли, что это бесполезно”, — сознался Юрий Анисимов.
“ФАС действительно не берётся за такие дела, считая такие условия конкурсов описанием конкретных характеристик оборудования, а не ограничения конкуренции”, — пришёл ему на помощь директор Центра по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий Илья Массух.
Возражений со стороны антимонопольщиков не последовало — на круглый стол они не пришли.
Отдувался за них старший эксперт офиса локализации инфраструктуры и импортозамещения “Ростелекома” Эльдар Гайфутдинов. Компания не может давать какие-то преференции российским производителем, не нарушая при этом законодательные нормы о защите конкуренции, заявил он.
“Критерий экономической эффективности убивает любое российское оборудование, по этим критерия выбрать его на конкурсе нереально: за рубежом производят дешевле, и качество выше. Но у “Ростелекома” есть требования к программному обеспечению, по которым на конкурсах можно отсеивать любое импортное оборудование, было бы желание”, — парировал Илья Массух.
И всё же с отечественным оборудованием дело обстоит не так безнадёжно, как может показаться.
“Таких случаев мало, но иногда российские производители выигрывают наши конкурсные процедуры по всем критериям. Так что нам интересно, что бы российские производители развивались”, — включился в спор руководитель по внедрению новых технологий “Вымпелкома” Александр Балюк.
Вообще замечательно идут дела у российских производителей программного обеспечения. “Лучше наших разработчиков нет, и сейчас так получилось, что и дешевле нет”, — отметил он.
Единственной компанией, полностью всем довольной, оказался подрядчик министерства обороны “Воентелеком”.
“Госпрограмма дала результаты, у нас есть оборудование, которое можно ставить”, — по военному кратко и без всяких подробностей отрезал советник генерального директора “Воентелекома” Владимир Дрозденко.
Что делать
Весь круглый стол складывалось ощущение, что всё это где-то уже было — особенно, когда речь заходила о предложениях.
Надо вводить точечное ограничение импорта оборудования и кредитовать покупателей российского “железа” по льготной ставке, предложила Татьяна Радченко из АЦ.
Решить проблему помогут налоговые льготы для производителей в России, преференции на тендерах и импортные пошлины на то оборудование, аналоги которого выпускаются у нас, внёс свою лепту Юрий Анисимов из “Агат софта”.
“Мои американские коллеги уверены, что толк есть только при установлении квот на закупку отечественного оборудования. остальное неэффективно”, — указал прямой путь к успеху заместитель генерального директора по стратегическому развитию компании “Т8” Константин Марченко.
Но тут же зачем-то предложил подумать над программой спонсирования из бюджета утилизации старого телекоммуникационного оборудования “по примеру автопрома”, хотя сам только отнёс её к неэффективным.
Создание ещё одной программы утилизации не вызвало никакого энтузиазма у представителя министерства промышленности и торговли (именно это ведомство отвечает за программу утилизации в автопроме).
“Пора уже (российским компаниям — ПВ) получать эксклюзивные и неэксклюзивные права на разработки, а не заниматься чисто механической сборкой”, — посоветовал заместитель директора департамента радиоэлектронной промышленности этого ведомства Юрий Плясунов.
Минпромторговли “сейчас работает над этим”, добавил он и тихо ушёл до окончания встречи, наверное, чтобы избежать расспросов об этом министерском ноу-хау.
“Признайте наконец, что российские производители находятся на рынке не благодаря господдержке, а вопреки. Мы, здесь присутствующие, более пяти лет перемещаемся из одного зала в другой, ходим на разные заседания, говорим одно и тоже. Все механизмы поддержки прописаны. Но ничего не меняется”, — обобщил заместитель директора “Инфотехники” Андрей Серов.
Он был прав: предложения, которые высказывали собравшиеся, как будто переходят с одного круглого стола — или экономической конференции, или заседания правительства — на другой.
“Диагноз мне кажется правильным и с этого нужно начать: никаких побед нет. Я не участник отрасли, и тем не менее, уже третий раз слышу тоже самое, — согласился ведущий круглого стола Владимир Месропян. — Поэтому первое, что мы сделаем — это систематизируем услышанное. В очередной раз подготовим эти предложения. И хотели бы наладить механизм мониторинга по выполнению поручений (президента и правительства — ПВ) на нашей площадке”.
Как будут выглядеть предложения АЦ Владимир Месропян рассказал “Положению вещей”. Упор в них будет сделан на финансовую поддержку импортозамещения и ликбез участников рынка, которые просто не знают об уже существующих многочисленных льготах и возможностях.
“У нас под ногами свой рынок на два миллиарда долларов, а он почти весь достаётся китайцам. Хочется, чтобы через несколько лет три отвечающих за этот вопрос ведомства не говорили снова, что по объективным причинам у них ничего не получилось”, — заявил Владимир Месропян “Положению вещей”.