Вагоностроителей довели до автоматизма

В начале автоматизированной линии вагонных тележек на АО «Метровагонмаш». Вдаль уходят две сборочные нитки. Слева — склад комплектующих, прямо перед фотографом — колёсных пар. Мытищи, Московская область, 27 декабря 2018 года (фото: Павел Арабов / Положении вещей)
Тележка на тележке едет и тележку погоняет — что это? Такая самодельная загадка просится на язык, когда видишь недавно запущенную на АО “Метровагонмаш” автоматизированную линию по сборке вагонных тележек. Используя российское оборудование и технологии автоматизации, это расположенное в Мытищах (3 км на северо-восток от Москвы) подразделение “Трансмашхолдинга” за скромные инвестиции в полмиллиона долларов увеличило свои мощности по выпуску тележек чуть более, чем на треть — с 1100 до 1500 в год. По плану окупиться вложения должны за два года.
Тележкой железнодорожники называют раму, в которой на рессорах установлены две колёсные пары. В свою очередь колёсная пара — это жёстко закреплённые на противоположных концах вала два вагонных колеса.
Работать линия начала 20 декабря 2018 года, журналистам её показали во время приезда на предприятие руководства “Трансмашхолдинга” 27 декабря 2018 года. Корреспондент “Положения вещей” присутствовал при этом.
На тот момент линия работала параллельно с пуско-наладкой и за неделю выпуск составил четыре тележки (комплект на два вагона). При норме шесть тележек в смену тогда линия функционировала на одну седьмую своей мощности.
Даже при полной мощности объёмы производства слишком скромные для того, чтобы окупить установку роботов и основные операции по-прежнему выполняют рабочие. Но самые тяжёлые операции вроде перетаскивания тележек между сборочными постами и их переворачивания выполняют механизмы. До этого, как рассказывают рабочие, собираемые тележки подвешивали на свисающих с балки крюках, а вдоль сборочной линии их толкало руками несколько человек.
Теперь собираемые железнодорожные тележки сами передвигаются по сборочной линии на специальных тележках, одна за другой. На новую позицию все сборочные посты передвигаются синхронно. Для безопасности персонала между ними установлены датчики движения, которые остановят линию, если путь пересёк человек.
“40% деталей автоматической линии, кроме кантователя и мостового крана, изготовлены на заводе” — заявили “Положению вещей” в пресс-службе “Метровагонмаша”.
Кран используется только для доставки контейнеров с комплектующими на расположенный прямо вдоль сборочной линии склад.
“Здесь работа идёт “снизу” — это повышает безопасность, — рассказал “Положению вещей” мастер участка. — Важно и то, что склад комплектующих и испытания готовых изделий проходят тут же”.
На расположенном прямо в конце сборочной линии испытательном стенде каждая тележка проезжает 50 км на скорости 100 км/ч. Занимают испытания полчаса.

Готовая вагонная тележка на испытательном стенде. Запуск автоматизированной линии вагонных тележек на АО «Метровагонмаш». Мытищи, Московская область, 27 декабря 2018 года (фото: Павел Арабов / Положении вещей)
“Линия состоит из двух параллельных ниток. На каждой по шесть рабочих тележек и по одному кантователю и вертикальному лифту”, — поясняет “Положению вещей” инженер автоматизированных систем управления технологическим процессом ООО “ВИТ” Антон Сергеев.
Эта компания принадлежит ему на пару с отцом и здесь он руководит наладкой линии, поставщиком которой стала эта фирма, расположенная в Балашихе (6 км на восток от Москвы). Именно ООО “ВИТ” Антон Сергеев называет разработчиком открывшейся автоматизированной линии по выпуску тележек.
Только что запущенная линия, естественно, сияет новым оборудованием и пахнет свежей краской. Но находящийся от неё прямо за стеной Сварочно-сборочный цех выглядит совершенно иначе — с изношенными станками, грязным и мрачным. Однако его начальник Александр Трендовский уверен, что это ненадолго.
“Год назад и у соседей было так же. Так на заводе постепенно идёт модернизация”, — объясняет он корреспонденту “Положения вещей”.
Сбоку у каждой тележки на конвейере есть датчик, к которому рабочие перед началом очередной операции прикладывают свои пропуска и тем самым оставляют что-то вроде личной подписи. Это используется для учёта рабочего времени и контроля операций.
Самое важное, что рабочих и инженеров условия труда и оплаты устраивают — по крайней мере корреспонденту “Положения вещей” недовольных найти не удалось несмотря на приложенные усилия.

Страшные показатели травматизма объясняются тем, что отсчёт дней без несчастных случаев ещё не начинался. Запуск автоматизированной линии вагонных тележек на АО «Метровагонмаш». Мытищи, Московская область, 27 декабря 2018 года (фото: Павел Арабов / Положении вещей)
“Средняя зарплата по заводу составляет 76 тысяч рублей, в вагоносборочном получают от 100 тысяч, — рассказал “Положению вещей” старший мастер Вагоносборочного цеха Алексей Дудник. — Рабочих рук хватает. Люди в основном либо местные, либо из расположенного в паре километров отсюда Королёва”.
Конкуренция с космосом его не смущает. — А что? И тут и там сборка, только у нас железнодорожной техники, а там — космической. Кому что больше нравится”.