Доступ к ЕГРЮЛ показал прозрачность до исчезновения

ЕГРЮЛ закрыт на ремонт: так выглядел доступ к реестру на сайте ФНС в 15:15 по Москве 22 марта 2019 года (скриншот: Положение вещей)
В пятницу Федеральная налоговая служба (ФНС) России пережила многочасовое падение своего самого главного сервиса — доступа к Единому государственному реестру юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ/ЕГРИП). Получить сведения о контрагенте было невозможно большую часть рабочего дня.
Ещё до восьми утра можно было провести поиск по реестрам, получив основные сведения (название предприятия, имя руководителя, адрес, дату регистрации и номера: государственной регистрации — ОГРН и налогоплательщика — ИНН). Но при попытке загрузить полную выписку появлялось бесконечное предупреждение “Подождите”.
После 9 утра сервис стал полностью недоступным — на его главной странице выдавалось сообщение о технических работах без указания даже приблизительного времени их окончания. Доступ отсутствовал по крайней мере до 15:15 по Москве.
В 19:45 по Москве сервисы получения выписок из ЕГРЮЛ/ЕГРИП уже функционировали нормально.

Обычно первая страница сервиса предоставления сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП на сайте ФНС выглядит так (скриншот: Положение вещей)
Получить комментарии ФНС “Положению вещей” не удалось: в пресс-службе управления ФНС по Москве уверяли, что ничего не слышали о проблеме, по телефонам пресс-службы центрального аппарата ФНС включались факсы. Поэтому о точном времени и причине неисправности можно только догадываться.
Выписка из реестров компаний и предпринимателей содержит достоверные сведения об адресах компании, руководителе, владельцах бизнеса, филиалах, лицензиях, идентификаторах в различных государственных системах (вроде Пенсионного фонда и Фонда социального страхования) и — самое важное — действует ли предприниматель и не находится ли компания в процессе ликвидации.
Налоговая служба предоставляет свободный доступ к этим реестрам на протяжении многих лет, а в последнее время открытый доступ к ЕГРЮЛ/ЕГРИП стал частью более масштабной системы “Прозрачный бизнес”, в рамках которого ФНС выдаёт результаты поиска сразу по нескольким своим базам, включая реестр дисквалифицированных лиц, адреса массовой регистрации и отказов в регистрации бизнеса из-за предоставления недостоверных сведений и проведённого ранее банкротства с долгами перед бюджетом.
Примечательно, что в начале этого года ФНС значительно улучшила выдачу выписок из ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Со страницы запросов ушла капча (требование вручную набрать несколько букв и цифр с картинки для отсеивания ботов), зато выдача результатов теперь корректно отсортирована по релевантности, появилась возможность искать по точному названию. Иначе говоря, если до начала 2019 года при поиске компании “Протон сервис автоматика” выводилось более 173 тысяч фирм, в названии которых есть хотя бы одно из слов протон, сервис или автоматика, то теперь сервис сообщает, что такой компании не существует.
Сбои в работе информационных систем — распространённое явление. Известны многочисленные случаи выхода из строя Facebook, Twitter, Gmail и российского Портала госуслуг. Например, после торжественного запуска 14 октября 2017 года несколько дней не работала ГИС ЖКЖ (Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства).