Роботы подплывают незаметно

Разгар лета, Северный Ледовитый океан, нефтеналивной терминал «Ворота Арктики». Здесь грузят добываемую на Новопортовском месторождении нефть сорта Novy Port. 19 июня 2018 года (фото: Газпромнефть)
Очень интересную тенденцию можно иной раз найти в банальном корпоративном пресс-релизе. Вот “Газпромнефть” уверяет, что для круглогодичного вывоза нефти сортов ARCO и Novy Port с Приразломного и Новопортовского месторождений первой в мире запустила цифровую систему управления логистикой.
И правда, почему бы не создать нефтяные танкеры, управляемые без участия человека? Ведь если подумать, управление судами гораздо проще роботизировать, чем даже поезда и самолёты. В море ниже скорости, больше простор для манёвров, дальше видно, вес и энергопотребление компьютеров не имеют значения. При этом роботом-автомобилем уже никого не удивишь, пассажирские лайнеры тоже могут лететь, взлетать и садиться в автоматическом режиме.
Понятно, что внедрение судов-роботов полностью зависит от коммерческого выигрыша судовладельцев. И он может быть значительным за счёт уменьшения времени погрузки/разгрузки, технических процедур вроде промывки танков или заправки двигателей, сокращения численности судовых команд, постоянного поддержания оптимальных параметров движения и, в случае глобальной синхронизации, оптимизации прохождения судами узких мест вроде черноморских проливов или Панамского канала.
Всё выигранное время легко превращается в деньги. Сэкономил танкер за год всего лишь 20 дней — это лишний рейс. Значит, флот можно сократить на 6%. Огромные деньги.
Так что ждём быстрой роботизации нефтеналивного флота и терминалов в портах.