Два сервиса распознавания речи и перевода в текст онлайн. Pаспознавание речи и мгновенный перевод
Ни одна программа не сможет полностью заменить ручную работу по расшифровке записанной речи. Однако существуют решения, которые позволяют существенно ускорить и облегчить перевод речи в текст, то есть, упростить транскрибацию.
Транскрибация – это запись аудио или видео-файла в текстовом виде. Есть в интернете оплачиваемые платные задания, когда за транскрибацию текста исполнителю выплачивается некоторая сумма денег.
Перевод речи в текст полезен
- студентам для перевода записанных аудио- или видео-лекций в текст,
- блогерам, ведущим сайты и блоги,
- писателям, журналистам для написания книг и текстов,
- инфобизнесменам, которым нужен текст после проведенного ими вебинара, выступления и т.д.,
- людям, которым сложно печатать – они могут надиктовать письмо и послать его родным или близким,
- другие варианты.
Опишем наиболее эффективные инструменты, доступные на ПК, мобильные приложения и онлайн-сервисы.
1 Сайт speechpad.ru
Это онлайн-сервис, который позволяет через браузер Google Chrome переводить речь в текст. Сервис работает с микрофоном и с готовыми файлами. Конечно, качество будет значительно выше, если использовать внешний микрофон и диктовать самому. Однако сервис неплохо справляется даже с видеороликами на YouTube.
Нажимаем «Включить запись», отвечаем на вопрос про «Использование микрофона» – для этого кликаем «Разрешить».
Длинную инструкцию про использование сервиса можно свернуть, нажав на кнопку 1 на рис. 3. От рекламы можно избавиться, пройдя несложную регистрацию.
Рис. 3. Сервис speechpad
Готовый результат легко редактируется. Для этого нужно либо вручную исправить выделенное слово, либо надиктовать его заново. Результаты работы сохраняются в личном кабинете, их также можно скачать на свой компьютер.
Список видео-уроков по работе с speechpad:
Можно транскрибировать видео с Youtube или со своего компьютера, правда, понадобится микшер, подробнее:
Видео «транскрибирование аудио»
Работает сервис с семью языками. Есть небольшой минус. Он заключается в том, что если нужно транскрибировать готовый аудио-файл, то его звучание раздаётся в колонки, что создает дополнительные помехи в виде эха.
2 Сервис dictation.io
Замечательный онлайн-сервис, который позволит бесплатно и легко переводить речь в текст.
Рис. 4. Сервис dictation.io
1 на рис. 4 – русский язык можно выбрать в конце страницы. В браузере Google Chrome язык выбирается, а в Мозилле почему-то нет такой возможности.
Примечательно то, что реализована возможность автосохранять готовый результат. Это убережет от случайного удаления в результате закрытия вкладки или браузера. Готовые файлы этот сервис не распознает. Работает с микрофоном. Нужно называть знаки препинания, когда производите диктовку.
Текст распознается достаточно корректно, орфографических ошибок нет. Можно самостоятельно вставлять знаки препинания с клавиатуры. Готовый результат можно сохранить на своем компьютере.
3 RealSpeaker
Эта программа позволяет легко переводить человеческую речь в текст. Она предназначена для работы в разных системах: Windows, Android, Linux, Mac. С ее помощью можно преобразовывать речь, звучащую в микрофон (например, он может быть встроен в ноутбук), а также записанную в аудиофайлы.
Может воспринимать 13 языков мира. Существует бета-версия программы, которая работает в режиме онлайн-сервиса:
Нужно перейти по указанной выше ссылке, выбрать русский язык, загрузить на онлайн-сервис свой аудио- или видео-файл и оплатить его транскрибацию. После транскрибации можно будет скопировать полученный текст. Чем больше файл для транскрибации, чем больше времени понадобится на его обработку, подробнее:
В 2017-ом году был бесплатный вариант транскрибации с помощью RealSpeaker, в 2018-ом году такой возможности нет. Сильно смущает тот момент, что транскрибированный файл доступен всем пользователям для скачивания, возможно это будет доработано.
Контакты разработчика (ВКонтакте, Facebook, Youtube, Твиттер, электронная почта, телефон) программы можно найти на странице его сайта (точнее, в подвале сайта):
4 Speechlogger
Альтернатива предыдущему приложению для мобильных устройств, работающих на Android. Доступно бесплатно в магазине приложений:
Текст редактируется автоматически, в нем расставляются знаки препинания. Очень удобно для того, чтобы надиктовывать себе заметки или составлять списки. В результате текст получится весьма достойного качества.
5 Dragon Dictation
Это приложение, которое распространяется бесплатно для мобильных устройств от компании Apple.
Программа может работать с 15 языками. Она позволяет редактировать результат, выбирать из списка нужные слова. Нужно четко проговаривать все звуки, не делать лишних пауз и избегать интонации. Иногда возникают ошибки в окончаниях слов.
Приложение Dragon Dictation используют обладатели , например, чтобы, перемещаясь по квартире, надиктовать список покупок в магазине. Приду туда, можно будет посмотреть на текст в заметке, и не надо слушать.
Какую бы программу Вы ни использовали в своей практике, будьте готовы перепроверять результат и вносить определенные коррективы. Только так можно получить безукоризненный текст без ошибок.
Также полезные сервисы:
Получайте актуальные статьи по компьютерной грамотности прямо на ваш почтовый ящик
.
Уже более 3.000 подписчиков
- Tutorial
В этой статье я хочу рассмотреть основы такой интереснейшей области разработки ПО как Распознавание Речи. Экспертом в данной теме я, естественно, не являюсь, поэтому мой рассказ будет изобиловать неточностями, ошибками и разочарованиями. Тем не менее, главной целью моего «труда», как можно понять из названия, является не профессиональный разбор проблемы, а описание базовых понятий, проблем и их решений. В общем, прошу всех заинтересовавшихся пожаловать под кат!
Пролог
Начнём с того, что наша речь - это последовательность звуков. Звук в свою очередь - это суперпозиция (наложение) звуковых колебаний (волн) различных частот. Волна же, как нам известно из физики, характеризуются двумя атрибутами - амплитудой и частотой.
Таким вот образом механические колебания превращаются в набор чисел, пригодный для обработки на современных ЭВМ.
Отсюда следует, что задача распознавания речи сводится к «сопоставлению» множества численных значений (цифрового сигнала) и слов из некоторого словаря (русского языка, например).
Давайте разберемся, как, собственно, это самое «сопоставление» может быть реализовано.
Входные данные
Допустим у нас есть некоторый файл/поток с аудиоданными. Прежде всего нам нужно понять, как он устроен и как его прочесть. Давайте рассмотрим самый простой вариант - WAV файл.
Формат подразумевает наличие в файле двух блоков. Первый блок - это заголовка с информацией об аудиопотоке: битрейте, частоте, количестве каналов, длине файла и т.д. Второй блок состоит из «сырых» данных - того самого цифрового сигнала, набора значений амплитуд.
Логика чтения данных в этом случае довольно проста. Считываем заголовок, проверяем некоторые ограничения (отсутствие сжатия, например), сохраняем данные в специально выделенный массив.
Распознавание
Чисто теоретически, теперь мы можем сравнить (поэлементно) имеющийся у нас образец с каким-нибудь другим, текст которого нам уже известен. То есть попробовать «распознать» речь… Но лучше этого не делать:)
Наш подход должен быть устойчив (ну хотя бы чуть-чуть) к изменению тембра голоса (человека, произносящего слово), громкости и скорости произношения. Поэлементным сравнением двух аудиосигналов этого, естественно, добиться нельзя.
Поэтому мы пойдем несколько иным путём.
Фреймы
Первым делом разобьём наши данные по небольшим временным промежуткам - фреймам. Причём фреймы должны идти не строго друг за другом, а “внахлёст”. Т.е. конец одного фрейма должен пересекаться с началом другого.
Фреймы являются более подходящей единицей анализа данных, чем конкретные значения сигнала, так как анализировать волны намного удобней на некотором промежутке, чем в конкретных точках. Расположение же фреймов “внахлёст” позволяет сгладить результаты анализа фреймов, превращая идею фреймов в некоторое “окно”, движущееся вдоль исходной функции (значений сигнала).
Опытным путём установлено, что оптимальная длина фрейма должна соответствовать промежутку в 10мс, «нахлёст» - 50%. С учётом того, что средняя длина слова (по крайней мере в моих экспериментах) составляет 500мс - такой шаг даст нам примерно 500 / (10 * 0.5) = 100 фреймов на слово.
Разбиение слов
Первой задачей, которую приходится решать при распознавании речи, является разбиение этой самой речи на отдельные слова. Для простоты предположим, что в нашем случае речь содержит в себе некоторые паузы (промежутки тишины), которые можно считать “разделителями” слов.
В таком случае нам нужно найти некоторое значение, порог - значения выше которого являются словом, ниже - тишиной. Вариантов тут может быть несколько:
- задать константой (сработает, если исходный сигнал всегда генерируется при одних и тех же условиях, одним и тем же способом);
- кластеризовать значения сигнала, явно выделив множество значений соответствующих тишине (сработает только если тишина занимает значительную часть исходного сигнала);
- проанализировать энтропию;
Как вы уже догадались, речь сейчас пойдёт о последнем пункте:) Начнём с того, что энтропия - это мера беспорядка, “мера неопределённости какого-либо опыта” (с). В нашем случае энтропия означает то, как сильно “колеблется” наш сигнал в рамках заданного фрейма.
- предположим, что наш сигнал пронормирован и все его значения лежат в диапазоне [-1;1];
- построим гистограмму (плотность распределения) значений сигнала фрейма:
И так, мы получили значение энтропии. Но это всего лишь ещё одна характеристика фрейма, и для того, что бы отделить звук от тишины, нам по прежнему нужно её с чем-то сравнивать. В некоторых статьях рекомендуют брать порог энтропии равным среднему между её максимальным и минимальным значениями (среди всех фреймов). Однако, в моём случае такой подход не дал сколь либо хороших результатов.
К счастью, энтропия (в отличие от того же среднего квадрата значений) - величина относительно самостоятельная. Что позволило мне подобрать значение её порога в виде константы (0.1).
Тем не менее проблемы на этом не заканчиваются:(Энтропия может проседать по середине слова (на гласных), а может внезапно вскакивать из-за небольшого шума. Для того, что бы бороться с первой проблемой, приходится вводить понятие “минимально расстояния между словами” и “склеивать” близ лежачие наборы фреймов, разделённые из-за проседания. Вторая проблема решается использованием “минимальной длины слова” и отсечением всех кандидатов, не прошедших отбор (и не использованных в первом пункте).
Если же речь в принципе не является “членораздельной”, можно попробовать разбить исходный набор фреймов на определённым образом подготовленные подпоследовательности, каждая из которых будет подвергнута процедуре распознавания. Но это уже совсем другая история:)
И так, мы у нас есть набор фреймов, соответствующих определённому слову. Мы можем пойти по пути наименьшего сопротивления и в качестве численной характеристики фрейма использовать средний квадрат всех его значений (Root Mean Square). Однако, такая метрика несёт в себе крайне мало пригодной для дальнейшего анализа информации.
Вот тут в игру и вступают Мел-частотные кепстральные коэффициенты (Mel-frequency cepstral coefficients). Согласно Википедии (которая, как известно, не врёт) MFCC - это своеобразное представление энергии спектра сигнала. Плюсы его использования заключаются в следующем:
- Используется спектр сигнала (то есть разложение по базису ортогональных [ко]синусоидальных функций), что позволяет учитывать волновую “природу” сигнала при дальнейшем анализе;
- Спектр проецируется на специальную mel-шкалу , позволяя выделить наиболее значимые для восприятия человеком частоты;
- Количество вычисляемых коэффициентов может быть ограничено любым значением (например, 12), что позволяет “сжать” фрейм и, как следствие, количество обрабатываемой информации;
Давайте рассмотрим процесс вычисления MFCC коэффициентов для некоторого фрейма.
Представим наш фрейм в виде вектора , где N - размер фрейма.
Разложение в ряд Фурье
Первым делом рассчитываем спектр сигнала с помощью дискретного преобразования Фурье (желательно его “быстрой” FFT реализацией).
То есть результатом будет вектор следующего вида:
Важно понимать, что после этого преобразования по оси Х мы имеем частоту (hz) сигнала, а по оси Y - магнитуду (как способ уйти от комплексных значений):
Расчёт mel-фильтров
Начнём с того, что такое mel. Опять же согласно Википедии, mel - это “психофизическая единица высоты звука”, основанная на субъективном восприятии среднестатистическими людьми. Зависит в первую очередь от частоты звука (а так же от громкости и тембра). Другими словами, эта величина, показывающая, на сколько звук определённой частоты “значим” для нас.
Преобразовать частоту в мел можно по следующей формуле (запомним её как «формула-1»):
Обратное преобразование выглядит так (запомним её как «формула-2»):
График зависимости mel / частота:
Но вернёмся к нашей задаче. Допустим у нас есть фрейм размером 256 элементов. Мы знаем (из данных об аудиоформате), что частота звука в данной фрейме 16000hz. Предположим, что человеческая речь лежит в диапазоне от hz. Количество искомых мел-коэффициентов положим M = 10 (рекомендуемое значение).
Для того, что бы разложить полученный выше спектр по mel-шкале, нам потребуется создать “гребёнку” фильтров. По сути, каждый mel-фильтр это треугольная оконная функция , которая позволяет просуммировать количество энергии на определённом диапазоне частот и тем самым получить mel-коэффициент. Зная количество мел-коэффициентов и анализируемый диапазон частот мы можем построить набор таких вот фильтров:
Обратите внимание, что чем больше порядковый номер мел-коэффициента, тем шире основание фильтра. Это связано с тем, что разбиение интересующего нас диапазона частот на обрабатываемые фильтрами диапазоны происходит на шкале мелов.
Но мы опять отвлеклись. И так для нашего случая диапазон интересующих нас частот равен . Согласно формуле-1 в на мел-шкале этот диапазон превращается в .
m[i] =
Обратите внимание, что на мел-шкале точки расположены равномерно. Переведём шкалу обратно в герцы с помощью формулы-2:
h[i] =
Как видите теперь шкала стала постепенно растягиваться, выравнивая тем самым динамику роста “значимости” на низких и высоких частотах.
Теперь нам нужно наложить полученную шкалу на спектр нашего фрейма. Как мы помним, по оси Х у нас находится частота. Длина спектра 256 - элементов, при этом в него умещается 16000hz. Решив нехитрую пропорцию можно получить следующую формулу:
f(i) = floor((frameSize+1) * h(i) / sampleRate)
Что в нашем случае эквивалентно
f(i) = 4, 8, 12, 17, 23, 31, 40, 52, 66, 82, 103, 128
Вот и всё! Зная опорные точки на оси Х нашего спектра, легко построить необходимые нам фильтры по следующей формуле:
Применение фильтров, логарифмирование энергии спектра
Применение фильтра заключается в попарном перемножении его значений со значениями спектра. Результатом этой операции является mel-коэффициент. Поскольку фильтров у нас M, коэффициентов будет столько же.
Однако, нам нужно применить mel-фильтры не к значениям спектра, а к его энергии. После чего прологарифмировать полученные результаты. Считается, что таким образом понижается чувствительность коэффициентов к шумам.
Косинусное преобразование
Дискретное косинусное преобразование (DCT) используется для того, что бы получить те самые “кепстральные” коэффициенты. Смысл его в том, что бы “сжать” полученные результаты, повысив значимость первых коэффициентов и уменьшив значимость последних.
В данном случае используется DCTII без каких-либо домножений на (scale factor).
Теперь для каждого фрейма мы имеем набор из M mfcc-коэффициентов, которые могут быть использованы для дальнейшего анализа.
Примеры код для вышележащих методов можно найти .
Алгоритм распознавания
Вот тут, дорогой читатель, тебя и ждёт главное разочарование. В интернетах мне довелось увидеть множество высокоинтеллектуальных (и не очень) споров о том, какой же способ распознавания лучше. Кто-то ратует за Скрытые Марковские Модели, кто-то - за нейронные сети, чьи-то мысли в принципе невозможно понять:)
В любом случае немало предпочтений отдаётся именно СММ , и именно их реализацию я собираюсь добавить в свой код… в будущем:)
На данный момент, предлагаю остановится на гораздо менее эффективном, но в разы более простом способе.
И так, вспомним, что наша задача заключается в распознавании слова из некоторого словаря. Для простоты, будем распознавать называния первых десять цифр: “один“, “два“, “три“, “четыре“, “пять“, “шесть“, “семь“, “восемь“, “девять“, “десять“.
Теперь возьмем в руки айфон/андроид и пройдёмся по L коллегам с просьбой продиктовать эти слова под запись. Далее поставим в соответствие (в какой-нибудь локальной БД или простом файле) каждому слову L наборов mfcc-коэффициентов соответствующих записей.
Это соответствие мы назовём “Модель”, а сам процесс - Machine Learning! На самом деле простое добавление новых образцов в базу имеет крайне слабую связь с машинным обучением… Но уж больно термин модный:)
Теперь наша задача сводится к подбору наиболее “близкой” модели для некоторого набора mfcc-коэффициентов (распознаваемого слова). На первый взгляд задачу можно решить довольно просто:
- для каждой модели находим среднее (евклидово) расстояние между идентифицируемым mfcc-вектором и векторами модели;
- выбираем в качестве верной ту модель, среднее расстояние до которой будет наименьшим;
Однако, одно и тоже слово может произносится как Андреем Малаховым, так и каким-нибудь его эстонским коллегой. Другими словами размер mfcc-вектора для одного и того же слова может быть разный.
К счастью, задача сравнения последовательностей разной длины уже решена в виде Dynamic Time Warping алгоритма. Этот алгоритм динамическо программирования прекрасно расписан как в буржуйской Wiki , так и на православном Хабре .
Единственное изменение, которое в него стоит внести - это способ нахождения дистанции. Мы должны помнить, что mfcc-вектор модели - на самом деле последовательность mfcc-“подвекторов” размерности M, полученных из фреймов. Так вот, DTW алгоритм должен находить дистанцию между последовательностями эти самых “подвекторов” размерности M. То есть в качестве значений матрицы расстояний должны использовать расстояния (евклидовы) между mfcc-“подвекторами” фреймов.
Эксперименты
У меня не было возможности проверить работу данного подхода на большой “обучающей” выборке. Результаты же тестов на выборке из 3х экземпляров для каждого слова в несинтетических условиях показали мягко говоря нелучший результат - 65% верных распознаваний.
Тем не менее моей задачей было создание максимального простого приложения для распознавания речи. Так сказать “proof of concept” :) Добавить метки
«Хотелось бы сразу сказать, что с сервисами распознавания имею дело впервые. И поэтому расскажу о сервисах, с обывательской точки зрения» - отметил наш эксперт – «для тестирования распознавания я использовал пользовался тремя инструкциями: Google, Yandex и Azure».
Небезызвестная IT-корпорация предлагает протестировать свой продукт Google Cloud Platform в режиме онлайн. Опробовать работу сервиса может бесплатно любой желающий. Сам продукт удобен и понятен в работе.
Плюсы:
- поддержка более чем 80 языков;
- быстрая обработка имен;
- качественное распознавание в условиях плохой связи и при наличии посторонних звуков.
Минусы :
- есть трудности при распознавании сообщений с акцентом и плохим произношением, что делает систему трудной в использовании кем-то кроме носителей языка;
- отсутствие внятной технической поддержки сервиса.
Yandex
Распознавание речи от Yandex предоставляется в нескольких вариантах:
- Облако
- Библиотека для доступа с мобильных приложений
- «Коробочная» версия
- JavaScript API
Но будем объективными. Нас, в первую очередь, интересует не разнообразие возможностей использования, а качество распознавания речи. Поэтому, мы воспользовались пробной версией SpeechKit .
Плюсы:
- простота в использовании и настройке;
- хорошее распознавание текста на Русском языке;
- система выдаёт несколько вариантов ответов и через нейронные сети пытается найти самый похожий на правду вариант.
Минусы:
- при потоковой обработке некоторые слова могут определяться некорректно.
Azure
Система Azure разработана компанией Microsoft. На фоне аналогов она сильно выделяется за счёт цены. Но, будьте готовы столкнуться с некоторыми трудностями. Инструкция, представленная на официальном сайте то ли неполная, то ли устаревшая. Адекватно запустить сервис нам так и не удалось, поэтому пришлось воспользоваться сторонним окном запуска. Однако, даже здесь для тестирования вам понадобится ключ от сервиса Azure.
Плюсы:
- относительно других сервисов, Azure очень быстро обрабатывает сообщения в режиме реального времени.
Минусы:
- система очень чувствительна к акценту, с трудом распознает речь не от носителей языка;
- система работает только на английском языке.
Итоги обзора:
Взвесив все плюсы и минусы мы остановились на Яндексе. SpeechKit дороже чем Azure, но дешевле чем Google Cloud Platform. В программе от Google было замечено постоянное улучшение качества и точности распознавания. Сервис самосовершенствуется за счет технологий машинного обучения. Однако, распознавание русскоязычных слов и фраз у Яндекса на уровень выше.
Как использовать распознавание голоса в бизнесе?
Вариантов использования распознавания масса, но мы остановим ваше внимание на том, который, в первую очередь, повлияет на продажи вашей компании. Для наглядности разберём процесс работы распознавания на реальном примере.
Не так давно, нашим клиентом стал один, известный всем SaaS сервис (по просьбе компании, имя сервиса не разглашается). С помощью F1Golos они записали два аудиоролика, один из которых был нацелен на продление жизни тёплых клиентов, другой – на обработку запросов клиентов.
Как продлить жизнь клиентов с помощью распознавания голоса?
Зачастую, SaaS сервисы работают по ежемесячной абонентской плате. Рано или поздно, период пробного пользования или оплаченного трафика - заканчивается. Тогда появляется необходимость продления услуги. Компанией было принято решение предупреждать пользователей об окончании трафика за 2 дня до истечения срока пользования. Оповещение пользователей происходило через голосовую рассылку. Ролик звучал так: «Добрый день, напоминаем, что у вас заканчивается период оплаченного пользования сервисом ХХХ. Для продления работы сервиса скажите - да, для отказа от предоставляемых услуг скажите нет».
Звонки пользователей, которые произнесли кодовые слова: ДА, ПРОДЛИТЬ, ХОЧУ, ПОДРОБНЕЕ; были автоматически переведены на операторов компании. Так, порядка 18% пользователей продлили регистрацию благодаря лишь одному звонку.
Как упростить систему обработки данных с помощью распознавание речи?
Второй аудиоролик, запущенный той же компанией, носил другой характер. Они использовали голосовую рассылку для того, чтобы снизить издержки на верификацию номеров телефона. Ранее они проверяли номера пользователей с помощью звонка-роботом. Робот просил пользователей нажать определенные клавиши на телефоне. Однако с появлением технологий распознавания, компания сменила тактику. Текст нового ролика звучал следующим образом: «Вы зарегистрировались на портале ХХХ, если вы подтверждаете свою регистрацию, скажите да. Если вы не направляли запрос на регистрацию, скажите нет». Если клиент произносил слова: ДА, ПОДТВЕРЖДАЮ, АГА или КОНЕЧНО, данные об этом моментально переводились в CRM-систему компании. И запрос на регистрацию подтверждался автоматически за пару минут. Внедрение технологий распознавания снизило время одного звонка с 30 до 17 секунд. Тем самым, компания снизила издержки почти в 2 раза.
Если вам интересны другие способы использования распознавания голоса, или вы хотите узнать подробнее о голосовых рассылках, переходите по ссылке. На F1Golos вы сможете оформить первую рассылку бесплатно и узнать на себе, как работают новые технологии распознавания.
Сервис SendPulse – это маркетинговый инструмент для создания подписной базы и перевода случайных посетителей вашего сайта в разряд постоянных. SendPulse объединяет на одной платформе важнейшие функции для привлечения и удержания клиентов:
● e-mail-рассылки,
● web-push,
● SMS рассылки,
● SMTP,
● рассылки в Viber,
● отправка сообщений в facebook messenger.
Рассылки email
Вы можете воспользоваться различными тарифами для ведения e-mail-рассылки, в том числе и бесплатным. Бесплатный тариф имеет ограничения: подписная база не более 2500.Первое, с чего нужно начать, при работе с сервисом e-mail рассыл ок , – это создать свою адресную книгу . Задайте заголовок и загрузите список e-mail адресов.
На SendPulse удобно создавать формы подписки в виде всплывающего окна, встроенные формы, плавающие и фиксированные в определенной части экрана. С помощью форм подписки вы соберете базу подписчиков с нуля или дополните новыми адресами свою базу.
В конструкторе форм вы можете создать именно ту форму подписки, которая наиболее полно отвечает вашим нуждам, а подсказки сервиса помогут вам справится с этой задачей. Так же возможно использование одной из доступных готовых форм.
При создании форм подписки обязательно использование e-mail с корпоративным доменом. Читайте, как .
Шаблоны сообщений помогут красиво оформить ваши письма подписчикам. Собственный шаблон писем вы можете создать в специальном конструкторе.
Авторассылки . Контент-менеджеры активно используют автоматическую рассылку . Это помогает автоматизировать процесс работы с клиентами. Создать авторассылку можно несколькими способами:
● Последовательная серия писем . Это самый простой вариант, когда вне зависимости от условий пишутся несколько писем, которые будут разосланы получателям в определенном порядке. Здесь могут быть свои варианты – серия сообщений (простая цепочка сообщений), особая дата (письма приурочены к определенным датам), триггерное письмо – письмо отправляется в зависимости от действий подписчика (открытия сообщения и пр).
● Automation360 – рассылка с определенными фильтрами и условиями, а также с учетом конверсий.
● Готовые цепочки по шаблону. Вы можете создать серию писем по заданному шаблону или видоизменить шаблон и подстроить его под свои нужды.
А/B тестирование поможет провести эксперимент по различным вариантам отправки серии писем и определить наилучший вариант по открытиям или переходам.
Отправка Push уведомлений
Push-рассылки – это подписка в окне браузера, это своего рода замена rss-подпискам. Технологии web-push стремительно вошли в нашу жизнь, и уже сложно найти сайт, который не использует для привлечения и удержания клиентов пуш-рассылки. Скрипт запроса на , вы можете отправлять письма, как вручную, так и создать авторассылки, создав серию писем или собрав данные с RSS. Второй вариант подразумевает, что после появления новой статьи на вашем сайте, автоматически будет рассылаться уведомление об этом вашим подписчикам с кратким анонсом.Новинка от Send Pulse – теперь вы можете монетизировать сайт с помощью Push-уведомлений, встраивая в них рекламные объявления. По достижении 10$ каждый понедельник осуществляются выплаты на одну из платежных систем – Visa/mastercard, PayPal или Webmoney.
Push -сообщения на сервисе абсолютно бесплатны. Оплата берется только за White Label – рассылки без упоминания сервиса SendPulse, но если вам не мешает логотип сервиса, то вы можете пользоваться пушами бесплатно без ограничений.
SMTP
Функция SMTP защищает вашу рассылку от попадания в черный список за счет использования белых IP адресов. Технологии криптографической подписи DKIM и SPF, которые используются в рассылках SendPulse, повышают доверие к рассылаемым письмам, благодаря чему ваши письма реже будут попадать в спам или блэк-лист.Боты Facebook Messenger
Facebook чат-бот находится на этапе бета-тестирования. Вы можете подключить его к своей странице и рассылать сообщения подписчикам.Отправка SMS
Через сервис SendPulse легко отправлять-рассылки по базе телефонных номеров. Вначале вам нужно создать адресную книгу с перечнем телефонных номеров. Для этого выберите раздел “Адресная книга”, создайте новую адресную книгу, загрузите номера телефонов. Теперь вы можете создать СМС-рассылку по данной базе. Цена СМС рассылки варьирует в зависимости от операторов связи получателей и составляют в среднем от 1,26 рубля до 2,55 рублей за 1 отправленное СМС.Партнерская программа
SendPulse реализует партнерскую программу, в рамках которой зарегистрированный пользователь по вашей ссылке, который оплатил тариф принесет вам 4000 рублей. Приглашенный же пользователь получает скидку 4000 рублей на первые 5 месяцев использования сервиса.) на реальном Hello World примере управления домашней техникой.
Почему именно домашней техникой? Да потому что благодаря такому примеру можно оценить ту скорость и точность
, которой можно добиться при использовании полностью локального
распознавания речи без серверов типа Google ASR
или Яндекс SpeechKit
.
К статье я также прилагаю все исходники программы и саму сборку под Android .
С чего вдруг?
Наткнувшись недавно на , я задал вопрос автору, почему для своей программы он захотел использовать именно серверное распознавание речи (по моему мнению, это было излишним и приводило к некоторым проблемам). На что получил встречный вопрос о том, не мог бы я поподробней описать применение альтернативных способов для проектов, где нет необходимости распознавать что угодно, а словарь состоит из конечного набора слов. Да еще и с примером практического применения…Зачем нам что-то еще кроме Яндекса и Google?
В качестве того самого «практического применения» я выбрал тему голосового управления умным домом .Почему именно такой пример? Потому что на нем можно увидеть те несколько преимуществ полностью локального распознавания речи перед распознаванием с использованием облачных решений. А именно:
- Скорость - мы не зависим от серверов и поэтому не зависим от их доступности, пропускной способности и т.п. факторов
- Точность - наш движок работает только с тем словарем, который интересует наше приложение, повышая тем самым качество распознавания
- Стоимость - нам не придется платить за каждый запрос к серверу
- Голосовая активация - как дополнительный бонус к первым пунктам - мы можем постоянно «слушать эфир», не тратя при этом свой трафик и не нагружая сервера
Примечание
Сразу оговорюсь, что эти преимущества можно считать преимуществами только для определенного класса проектов
, где мы точно заранее знаем
, каким словарем и какой грамматикой будет оперировать пользователь. То есть, когда нам не надо распознать произвольный текст (например, СМС сообщение, либо поисковый запрос). В обратном случае без облачного распознавания не обойтись.
Так Android же умеет распознавать речь без интернета!
Да-да… Только на JellyBean. И только с полуметра, не более. И это распознавание - это та же диктовка, только с использованием гораздо меньшей модели. Так что управлять ею и настраивать ее мы тоже не можем. И что она вернет нам в следующий раз - неизвестно. Хотя для СМС-ок в самый раз!Что будем делать?
Будем реализовывать голосовой пульт управления домашней техникой, который будет работать точно и быстро, с нескольких метров и даже на дешевом тормозном хламе очень недорогих Android смартфонах, планшетах и часах.
Логика будет простой, но очень практичной. Активируем микрофон и произносим одно или несколько названий устройств. Приложение их распознает и включает-выключает их в зависимости от текущего состояния. Либо получает от них состояние и произносит его приятным женским голосом. Например, текущая температура в комнате.
Вариантов практического применения масса
Утром, не открывая глаз, хлопнули ладонью по экрану смартфона на тумбочке и командуем «Доброе утро!» - запускается скрипт, включается и жужжит кофеварка, раздается приятная музыка, раздвигаются шторы.
Повесим по дешевому (тысячи по 2, не более) смартфону в каждой комнате на стенке. Заходим домой после работы и командуем в пустоту «Умный дом! Свет, телевизор!» - что происходит дальше, думаю, говорить не надо.
Транскрипции
Грамматика описывает то, что может говорить пользователь . Для того, чтобы Pocketsphinx знал, как он это будет произносить, необходимо для каждого слова из грамматики написать, как оно звучит в соответствующей языковой модели. То есть транскрипцию каждого слова. Это называется словарь .
Транскрипции описываются с помощью специального синтаксиса. Например:
умный uu m n ay j
дом d oo m
В принципе, ничего сложного. Двойная гласная в транскрипции обозначает ударение. Двойная согласная - мягкую согласную, за которой идет гласная. Все возможные комбинации для всех звуков русского языка .
Понятно, что заранее описать все транскрипции в нашем приложении мы не можем, потому что мы не знаем заранее тех названий, которые пользователь даст своим устройствам. Поэтому мы будем гененрировать «на лету» такие транскрипции по некоторым правилам русской фонетики. Для этого можно реализовать вот такой класс PhonMapper , который сможет получать на вход строчку и генерировать для нее правильную транскрипцию.
Голосовая активация
Это возможность движка распознавания речи все время «слушать эфир» с целью реакции на заранее заданную фразу (или фразы). При этом все другие звуки и речь будут отбрасываться. Это не то же самое, что описать грамматику и просто включить микрофон. Приводить здесь теорию этой задачи и механику того, как это работает, я не буду. Скажу лишь только, что недавно программисты, работающие над Pocketsphinx, реализовали такую функцию, и теперь она доступна «из коробки» в API.Одно стоит упомянуть обязательно. Для активационной фразы нужно не только указать транскрипцию, но и подобрать подходящее значение порога чувствительности . Слишком маленькое значение приведет к множеству ложных срабатываний (это когда вы не говорили активационную фразу, а система ее распознает). А слишком высокое - к невосприимчивости. Поэтому данная настройка имеет особую важность. Примерный диапазон значений - от 1e-1 до 1e-40 в зависимости от активационной фразы .
Активация по датчику приближения
Эта задача специфична именно для нашего проекта и напрямую к распознаванию не имеет отношения. Код можно увидеть прямо в главной активности .
Она реализует SensorEventListener
и в момент приближения (значение сенсора меньше максимального) включает таймер, проверяя после некоторой задержки, перекрыт ли до сих пор датчик. Это сделано для исключения ложных срабатываний.
Когда датчик снова не перекрыт, мы останавливаем распознавание, получая результат (см описание далее).
Запускаем распознование
Pocketsphinx предоставляет удобный API для конфигурирования и запуска процесса распознавания. Это классы SppechRecognizer и SpeechRecognizerSetup .Вот как выглядит конфигурация и запуск распознавания:
PhonMapper phonMapper = new PhonMapper(getAssets().open("dict/ru/hotwords")); Grammar grammar = new Grammar(names, phonMapper); grammar.addWords(hotword); DataFiles dataFiles = new DataFiles(getPackageName(), "ru"); File hmmDir = new File(dataFiles.getHmm()); File dict = new File(dataFiles.getDict()); File jsgf = new File(dataFiles.getJsgf()); copyAssets(hmmDir); saveFile(jsgf, grammar.getJsgf()); saveFile(dict, grammar.getDict()); mRecognizer = SpeechRecognizerSetup.defaultSetup() .setAcousticModel(hmmDir) .setDictionary(dict) .setBoolean("-remove_noise", false) .setKeywordThreshold(1e-7f) .getRecognizer(); mRecognizer.addKeyphraseSearch(KWS_SEARCH, hotword); mRecognizer.addGrammarSearch(COMMAND_SEARCH, jsgf);
Здесь мы сперва копируем все необходимые файлы на диск (Pocketpshinx требует наличия на диске аккустической модели, грамматики и словаря с транскрипциями). Затем конфигурируется сам движок распознавания. Указываются пути к файлам модели и словаря, а также некоторые параметры (порог чувствительности для активационной фразы). Далее конфигурируется путь к файлу с грамматикой, а также активационная фраза.
Как видно из этого кода, один движок конфигурируется сразу и для грамматики, и для распознавания активационной фразы. Зачем так делается? Для того, чтобы мы могли быстро переключаться между тем, что в данный момент нужно распознавать. Вот как выглядит запуск процесса распознавания активационной фразы:
MRecognizer.startListening(KWS_SEARCH);
А вот так - распозанвание речи по заданной грамматике:
MRecognizer.startListening(COMMAND_SEARCH, 3000);
Второй аргумент (необязательный) - количество миллисекунд, после которого распознавание будет автоматически завершаться, если никто ничего не говорит.
Как видите, можно использовать только один движок для решения обеих задач.
Как получить результат распознавания
Чтобы получить результат распознавания, нужно также указать слушателя событий, имплементирующего интерфейс RecognitionListener .У него есть несколько методов, которые вызываются pocketsphinx-ом при наступлении одного из событий:
- onBeginningOfSpeech - движок услышал какой-то звук, может быть это речь (а может быть и нет)
- onEndOfSpeech - звук закончился
- onPartialResult - есть промежуточные результаты распознавания. Для активационной фразы это значит, что она сработала. Аргумент Hypothesis
- onResult - конечный результат распознавания. Этот метод будет вызыван после вызова метода stop у SpeechRecognizer . Аргумент Hypothesis содержит данные о распознавании (строка и score)
Реализуя тем или иным способом методы onPartialResult и onResult, можно изменять логику распознавания и получать окончательный результат. Вот как это сделано в случае с нашим приложением:
@Override public void onEndOfSpeech() { Log.d(TAG, "onEndOfSpeech"); if (mRecognizer.getSearchName().equals(COMMAND_SEARCH)) { mRecognizer.stop(); } } @Override public void onPartialResult(Hypothesis hypothesis) { if (hypothesis == null) return; String text = hypothesis.getHypstr(); if (KWS_SEARCH.equals(mRecognizer.getSearchName())) { startRecognition(); } else { Log.d(TAG, text); } } @Override public void onResult(Hypothesis hypothesis) { mMicView.setBackgroundResource(R.drawable.background_big_mic); mHandler.removeCallbacks(mStopRecognitionCallback); String text = hypothesis != null ? hypothesis.getHypstr() : null; Log.d(TAG, "onResult " + text); if (COMMAND_SEARCH.equals(mRecognizer.getSearchName())) { if (text != null) { Toast.makeText(this, text, Toast.LENGTH_SHORT).show(); process(text); } mRecognizer.startListening(KWS_SEARCH); } }
Когда мы получаем событие onEndOfSpeech, и если при этом мы распознаем команду для выполнения, то необходимо остановить распознавание, после чего сразу будет вызван onResult.
В onResult нужно проверить, что только что было распознано. Если это команда, то нужно запустить ее на выполнение и переключить движок на распознавание активационной фразы.
В onPartialResult нас интересует только распознавание активационной фразы. Если мы его обнаруживаем, то сразу запускаем процесс распознавания команды. Вот как он выглядит:
Private synchronized void startRecognition() {
if (mRecognizer == null || COMMAND_SEARCH.equals(mRecognizer.getSearchName())) return;
mRecognizer.cancel();
new ToneGenerator(AudioManager.STREAM_MUSIC, ToneGenerator.MAX_VOLUME).startTone(ToneGenerator.TONE_CDMA_PIP, 200);
post(400, new Runnable() {
@Override
public void run() {
mMicView.setBackgroundResource(R.drawable.background_big_mic_green);
mRecognizer.startListening(COMMAND_SEARCH, 3000);
Log.d(TAG, "Listen commands");
post(4000, mStopRecognitionCallback);
}
});
}
Здесь мы сперва играем небольшой сигнал для оповещения пользователя, что мы его услышали и готовы к его команде. На это время микрофон долже быть выключен. Поэтому мы запускаем распознавание после небольшого таймаута (чуть больше, чем длительность сигнала, чтобы не услышать его эха). Также запускается поток, который остановит распознавание принудительно, если пользователь говорит слишком долго. В данном случае это 3 секунды.
Как превратить распознанную строку в команды
Ну тут все уже специфично для конкретного приложения. В случае с нагим примером, мы просто вытаскиваем из строчки названия устройств, ищем по ним нужное устройство и либо меняем его состояние с помощью HTTP запроса на контроллер умного дома, либо сообщаем его текущее состояние (как в случае с термостатом). Эту логику можно увидеть в классе Controller .Как синтезировать речь
Синтез речи - это операция, обратная распознаванию. Здесь наоборот - нужно превратить строку текста в речь, чтобы ее услышал пользователь.В случае с термостатом мы должны заставить наше Android устройство произнести текущую температуру. С помощью API TextToSpeech это сделать довольно просто (спасибо гуглу за прекрасный женский TTS для русского языка):
Private void speak(String text) {
synchronized (mSpeechQueue) {
mRecognizer.stop();
mSpeechQueue.add(text);
HashMap
Скажу наверное банальность, но перед процессом синтеза нужно обязательно отключить распознавание
. На некоторых устройствах (например, все самсунги) вообще невозсожно одновременно и слушать микрофон, и что-то синтезировать.
Окончание синтеза речи (то есть окончание процесса говорения текста синтезатором) можно отследить в слушателе:
Private final TextToSpeech.OnUtteranceCompletedListener mUtteranceCompletedListener = new TextToSpeech.OnUtteranceCompletedListener() { @Override public void onUtteranceCompleted(String utteranceId) { synchronized (mSpeechQueue) { mSpeechQueue.poll(); if (mSpeechQueue.isEmpty()) { mRecognizer.startListening(KWS_SEARCH); } } } };
В нем мы просто проверяем, нет ли еще чего-то в очереди на синтез, и включаем распозанвание активационной фразы, если ничего больше нет.
И это все?
Да! Как видите, быстро и качественно распознать речь прямо на устройстве совсем несложно, благодаря наличию таких замечательных проектов, как Pocketsphinx. Он предоставляет очень удобный API, который можно использовать в решении задач, связанных с распознаванием голосовых команд.В данном примере мы прикрутили распознавание к вполне кокрентной задаче - голосовому управлению устройствами умного дома
. За счет локального распознавания мы добились очень высокой скорости работы и минимизировали ошибки.
Понятно, что тот же код можно использовать и для других задач, связанных с голосом. Это не обязательно должен быть именно умный дом.
Добавить метки