Не двигается лазерная головка в дисководе. Ремонтируем dvd плеер

Ремонт дисковода. Профилактика и лечение.

Главными причинами возникновения неисправностей приводов являются механические поломки. Они составляют около 75-80% от общего числа неисправностей и ремонта, с ним связанного. Причем чаще всего причинами выхода из строя DVD-приводов (любых, не только компьютерных) являются загрязнение подвижных частей механизма транспортировки диска и пыль, скопившаяся на оптике. Ремонт дисковода практически гарантийно будет адекватен стоимости нового, так что внимательно читаем и взвешиваем, стоит ли шкура выделки.

Диск остался в дисководе? Аварийные отверстия под тонкое жало отвёртки откроют лоток принудительно.

Ремонт дисковода – задача не тривиальная.

Наличие пыли и грязи на подвижных частях механизма, особенно на краях подвижных салазок каретки, делает невозможным запирание механизма привода, удерживающего диск, в результате чего устройство не фиксирует диск и постоянно его выбрасывает. Если, напротив, привод выбрасывает лоток и тут же забирает его обратно, то, скорее всего, причиной дефекта является выход из строя датчика положения лотка. То, что лоток выброшен, привод определяет с помощью контактного датчика, который и следует найти, попытаться поправить его положение, починить или заменить. Ремонт дисковода как таковой здесь не обязателен, время от времени просто посматривайте за тем, чтобы грязь не скапливалась в местах движения салазок.

Для того чтобы очистить дисковод привода от пыли, можно для начала ограничиться его частичной разборкой (выдвинуть лоток и снять лицевую панель), а затем продуть внутренности дисковода пылесосом, настроенным на выдув воздушного потока. Это ещё не про ремонт дисковода.

Оптическая система привода часто отказывает из-за пыли, скопившейся на фокусной линзе или на призме. Если продувка устройства не помогает, можно попробовать стереть с линзы пыль мягкой фланелью или кисточкой\палочкой, как на рисунке.

Помните, что ни в коем случае нельзя использовать для протирки спирт или растворители!

Фокусные линзы большинства современных оптических приводов выполнены из органической пластмассы, и растворитель необратимо повредит их поверхность. Сильно загрязненную линзу лучше всего протереть кусочком жесткой бумаги (на худой конец ватной палочкой, стараясь не оставлять ворсинок). Эта операция проводится крайне осторожно, так как можно повредить подвеску самого лазера. Ремонт дисковода в этом случае получиться дорогостоящим, практически в размере стоимости самого привода.

Сложнее обстоит дело с призмой, которая стоит за линзой, - добраться до нее крайне трудно. Причем головка, как правило, неразборная, но даже если она и разбирается, то при этом можно сбить ее настройки. Поэтому у большинства приводов загрязнение линзы означает ее полную непригодность. Иногда оптическая система выходит из строя даже из-за обычного волоска, попавшего на призму, - в этом случае опять же можно попробовать продуть систему мощным потоком воздуха. В противном случае ремонт дисковода (его стоимость) будет неоправданно высоким.

Кстати, не рекомендуется использовать для чистки оптики специальные диски, якобы специально предназначенные для этого. Большинство из них не только не почистят ваш привод, но могут даже серьезно повредить его. Ведь современные оптические приводы раскручивают диск до очень большой скорости и при этом имеют очень нежную считывающую головку, поэтому если вам дорог ваш аппарат, то не чистите его с помощью подобных приспособлений. Это будет уже не ремонт дисковода, а почти преднамеренное выведение привода из строя.

Однако большинство приводов, работающих в нормальных условиях, не доживают до той стадии, когда отказы может вызвать повышенная запыленность. Чаще всего пластмасса линзы просто мутнеет от времени и/или от перегрева привода в системном блоке. Ремонт дисковода заключается в дорогостоящей заменой считывающей лазерной головки. Впрочем, на подобную неисправность приходится не более 10% случаев. Здесь можно, конечно, посоветовать увеличить интенсивность свечения лазера. Для этого регулируют установленный на каретке с лазером переменный резистор. Поворачивают движок этого переменного резистора по часовой стрелке на 20-30°, после чего проверяют факт вращения приводного двигателя при установке диска. Если диск не стал вращаться, то поворачивают движок переменного резистора еще на 20-30°, и так продолжают до тех пор, пока двигатель не запустится (он должен запуститься и какое-то время - примерно 10-20 секунд - вращаться с постоянной скоростью).

Необходимость вращения переменного резистора, регулирующего интенсивность свечения лазера, вызвана тем, что со временем мощность светового потока лазера уменьшается (старение элементов, помутнение линзы и т.д.), однако после такой корректировки оптическая система обычно все равно служит недолго. Такой якобы ремонт дисковода уже не практикуется.

Другие неисправности оптико-электронной системы считывания информации устранить самостоятельно вам вряд ли удастся. Несмотря на небольшие размеры, оптическая система DVD привода представляет собой очень сложное и точное оптическое устройство, включающее сервосистемы управления вращением диска, позиционирования лазерного считывающего устройства, автофокусировки, радиального слежения, а также системы считывания и управления лазерным диодом. Ремонт дисковода в этом случае того не стоит.

Характерными признаками неисправности являются либо отсутствие вращения диска, либо, наоборот, постоянный его разгон до максимальной скорости вращения. При попытке изъять диск из неисправного дисковода с помощью органов управления каретка открывается с вращающимся на ней диском.

Пока не начался ремонт дисковода …

В работе исправной системы должны четко прослеживаться следующие фазы:

Старт и плавный разгон диска;

Установившийся режим вращения;

Интервал торможения до полной остановки;

Съем диска лотком каретки со шпинделя двигателя и вынос его наружу из дисковода.

Можно проверить правильность работы оптической системы привода, открыв корпус устройства и понаблюдав за его работой. Убедиться в том, раскручивается ли диск после установки, можно при подключении к приводу только шнура питания (информационный кабель при этом не подключается). Если диск не вращается после установки, то проверяют, светится ли лазер при установке каретки в рабочее положение, но уже без диска. Иногда свечения лазера при дневном свете не видно, поэтому требуется затемнить помещение. Наблюдение за линзой лазера следует проводить с разных ракурсов.

В современных оптических устройствах контроль наличия диска осуществляется самим лазером. Если фотодатчик, установленный в лазерной каретке, получает отраженный сигнал от диска, то электронная схема воспринимает этот сигнал как «наличие диска» и только после этого формирует команду включения маршевого двигателя вращения. Следовательно, если интенсивность свечения лазера недостаточна, то диск раскручиваться не будет и ремонт дисковода станет неизбежным.

Сервосистема позиционирования головки считывания информации обеспечивает плавное подведение головки к заданной дорожке записи с ошибкой, не превышающей половины ширины дорожки в режимах поиска требуемого фрагмента информации и нормального воспроизведения. Перемещение головки считывания, а вместе с ней и лазерного луча по полю диска осуществляется двигателем головки. Работа двигателя контролируется сигналами прямого и обратного перемещения, поступающими с процессора управления, а также сигналами, вырабатываемыми процессором радиальных ошибок. Характерными признаками неисправности являются как беспорядочное движение головки по направляющим, так и ее неподвижность.

Ремонт дисковода. До неисправности…

Визуально можно проконтролировать и правильность работы системы фокусировки. В момент старта диска процессор управления вырабатывает сигналы корректировки, которые обеспечивают многократное (две-три попытки) вертикальное перемещение фокусной линзы, необходимое для точной фокусировки луча на дорожку диска. При обнаружении фокуса вырабатывается сигнал, разрешающий считывание информации. Если после двух-трех попыток этот сигнал не появляется, то процессор управления выключает все системы и диск останавливается. Таким образом, о работоспособности системы фокусировки можно судить как по характерным движениям фокусной линзы в момент старта диска, так и по сигналу запуска режима ускорения диска при успешной фокусировке луча лазера. Другие параметры правильной работы оптической системы визуально не определяются.

Оптические приводы имеют также множество механических узлов, которые требуют смазки трущихся частей. Отсутствие смазки приводит к тому, что привод с трудом выталкивает каретку с диском, а замок каретки может вообще заклинить, и тогда использование дисковода вообще станет невозможным. Смазку нужно наносить аккуратно, предварительно полностью разобрав устройство (места, где она требуется, как правило, хорошо видны). Перед смазыванием нелишне будет очистить места смазки от пыли и грязи. Дело в том, что если упустить момент, когда требуется нанести смазку, то затруднение скольжения приведет к механическим поломкам деталей транспортного механизма или нарушению его регулировок, что, в свою очередь, повлечет за собой либо остановку механизма каретки в промежуточном положении, либо проскальзывание диска во время вращения.

Подобная ситуация может возникнуть и из-за засаливания фрикционных поверхностей держателя диска вследствие частого использования грязных DVD-дисков, что приводит в конце концов к ненадежной работе привода, вплоть до полной его остановки.

Загрязнение посадочного места привода диска и слабый прижим диска к посадочному месту можно устранить, почистив посадочное место диска любым тканым материалом, смоченным в спирте.

Проверить, достаточна ли сила прижима диска к посадочному месту, можно при попытке воспроизвести обычный диск. Если ошибок и сбоев при воспроизведении диска нет, а диск с компьютерными данными все-таки читается неустойчиво, можно принять дополнительные меры - подогнуть пружины или увеличить груз для усиления прижима диска сверху.

Из других механических поломок можно назвать заклинивание диска на транспортной каретке (в этом случае диск вообще не раскручивается). Иногда это происходит оттого, что посадочное место диска самопроизвольно опускается по валу двигателя и диск касается элементов транспортной каретки. Для устранения этого дефекта посадочное место передвигают по валу вверх и «методом тыка» подбирают его высоту так, чтобы диск вращался без касания конструктивных элементов, а также чтобы привод обеспечивал устойчивое чтение всех дисков. После этого положение посадочного места диска аккуратно фиксируют на валу.

Впрочем, перечисленные механические неисправности касаются в основном простых механизмов относительно дешевых приводов. Дорогие модели, как правило, имеют сложные механизмы, для которых главным видом механических неисправностей является неустранимая поломка деталей механизма. Чаще всего это происходит из-за того, что пользователь, вместо того чтобы пользоваться кнопками управления, заталкивает каретку с диском внутрь дисковода рукой. Последствия таких действий могут оказаться самыми неприятными. Если загрязненный и запущенный механизм достаточно почистить, протереть и смазать, чтобы он вновь исправно выполнял свои функции, то спешка и приложение чрезмерных усилий к лотку диска могут вызвать поломки, которые вызовут дорогой и длительный ремонт дисковода.

И наконец, возможны неисправности электронных компонентов. Впрочем, их доля вряд ли превышает и малой толики от всех поломок. К сожалению, современные оптические приводы являются весьма сложными электронными системами, а неисправная микросхема по внешнему виду ничем не отличается от исправной. Соответственно, ремонт дисковода в домашних условиях без подготовки невозможен.

Сейчас приводы могут стоить дешевле какой-нибудь сетевой карты или видеоплаты, но это не значит, что они так же просто устроены. Оптический привод имеет довольно сложную конструкцию и, кроме механической части, содержит как минимум два микроконтроллера, сигнальный процессор (DSP), источник вторичного напряжения, схемы для управления механикой и т.д. Причем большинство микросхем, применяемых в современных приводах, являются специализированными, а следовательно, ремонт дисковода в его электронной части едва ли целесообразен.

Отметим, что в оптическом приводе довольно сложно бывает даже с достаточной степенью надежности диагностировать поломку электроники. Ведь в зависимости от выбранной производителем для конкретной модели стратегии коррекции ошибок и соответственно от сложности процессора и устройства в целом, на практике тот или иной привод может работать с различными дисками по-разному. Этим, кстати, объясняется часто встречающаяся ситуация, когда ваш диск спокойно читается на машине коллеги, а ваш собственный ПК его даже не видит. В дешевых моделях система коррекции может исправлять только одну-две мелкие ошибки в кадре информации, а сложная дорогостоящая система может восстанавливать даже серьезные и протяженные разрушения информации, причем делает она это в несколько этапов по сложному алгоритму. Так что ремонт дисковода в этом случае не получится из-за отсутствия неисправности как таковой.

Каждый изготовитель использует собственный набор микросхем либо комплектует его изделиями от разных изготовителей, а описания, естественно, не прилагает. В связи с тем что для каждого конкретного устройства необходимо разыскивать спецификации практически к каждой микросхеме отдельно, зачастую даже специалисты сервисных центров не всегда могут восстановить работоспособность вашего устройства. Хотя бы потому, что ремонт дисковода не будет экономически оправдан.

Короче говоря, если после чистки, проверки всех проводов и соединений, а также системных настроек ваш DVD-привод не заработал, а гарантия на него уже прошла, в итоге вы можете столкнуться с ситуацией, когда просто придётся выбросить старый и купить новый.

Прочитано: 1 183

После того, как прилавки магазинов электроники наводнили дешёвые DVD плееры китайского производства, так тут же эти замечательные аппараты появились на столе ремонта.

Как показывает практика неисправности DVD проигрывателей в основной массе однотипные.

Если неисправность DVD плеера типа "No disk " (Нет диска), "Error " (Ошибка), случайные зависания при воспроизведении, диск не загружается с первого раза (только после нескольких попыток), диск не раскручивается, то необходимо уделить внимание следующим деталям плеера.

Вот список взаимозаменяемых лазерных считывателей DVD:

    SF-HD65 ;

    SF-HD62 ;

    SF-HD60 ;

    KHM-310 ;

    KHM-313 .

Стоит отметить, что одной из самых частых и довольно легко устранимых неисправностей является загрязнение линзы лазерного считывателя. Порой достаточно лишь произвести чистку линзы и аппарат начинает исправно работать. Более подробно о типовых неисправностях лазерных приводов я уже рассказывал на страницах сайта.

    Двигатель шпинделя

    Если скорость вращения DVD диска не постоянна, с частыми рывками и замедлениями, то возможно неисправность связана с двигателем или драйвером.

    Неисправность привода шпинделя иногда довольно трудно выявить. Дело в том, что двигатель исправен, но вследствие износа выдаёт заниженные обороты. В дисковых проигрывателях скорость вращения диска линейна , её постоянно контролирует процессор, который подает команды на драйвер. Но двигатель настолько изношен, что никакая система подстройки скорости не справляется. Обычно в таком случае DVD-диски загружаются не с первого раза, возникают случайные зависания при воспроизведении, диск не раскручивается вовсе.

    При таких дефектах целесообразно заменить моторчик шпинделя . Тот, что крутит диск.

    Двигатель шпинделя лучше заменять вместе со столиком , на который устанавливается диск. Если заменяется только моторчик, то следует замерить высоту установки столика на вал моторчика.

    Это связано с тем, что расстояние от лазерного диска до лазерного считывателя должно находиться в некоторых допустимых пределах , иначе системе фокусировки не удастся сфокусировать лазерный луч на поверхности диска.

    Если установить столик на вал моторчика "от балды", то возможны зависания или вообще невозможность воспроизведения. Иногда после некорректной установки столика проигрыватель прекрасно читает CD/MP3-диски, но вот с воспроизведением DVD-дисков возникают трудности. Диск может загружаться через раз, зависать или не определяться вообще.

    Поэтому перед заменой мотора измеряем высоту установки столика, а после ремонта проверяем DVD-проигрыватель на корректное чтение дисков различных форматов (DVD, CD Audio, CD/MP3, DVD-R/RW и пр.) Эта рекомендация относится и к ремонту автомобильных CD/MP3-проигрывателей и видеол.

    Очень часто применяются в DVD плеерах моторчики со следующей маркировкой:

    MORF300CA287
    RF-300F-12350 D/V 5,9 (D/V 5,9 - расшифровывается как двигатель постоянного тока на 5,9 Вольт – инфа для любознательных )

    Драйвер

    Драйвер – это микросхема, которая управляет приводом шпинделя, двигателем позиционирования (тот который катает лазерную голову), фокусирующей катушкой линзы лазера, двигателем загрузки/выгрузки диска, в общем, всей механикой. Драйвер получает команды от процессора.

    Обычно, если драйвер неисправен, то он сильно греется. При этом проявляются неисправности механических узлов (проблемы загрузки/выгрузки лотка диска, диск не раскручивается, нет позиционирования лазерного считывателя)

    Нужно отметить, что в процессе работы драйвер нагревается (всё-таки это усилительный элемент), но если температура корпуса явно завышена (аж палец жжёт!), то скорее неисправен сам драйвер. Также чрезмерный нагрев может быть связан с неисправностью какого-либо двигателя. Если привод потребляет завышенный ток, то это может приводить к сильному разогреву микросхемы драйвера.

    Наиболее распространены микросхемы драйверов:

      BA5954FP (может маркироваться как AZ5954M, С5954, CD5954 – всё это аналоги);

      AM5888S ;

      AM5868S ;

      BA5888FP ;

      BA5824FP ;

      BA5814FM ;

      SA9259 (полный аналог микросхемы - IP4001 ).

    Замена неисправного драйвера довольно хлопотное дело, так как эти микросхемы имеют планарный корпус, что затрудняет их демонтаж обычным паяльным оборудованием. Для демонтажа микросхемы драйвера лучше всего использовать термовоздушную паяльную станцию (термофен) и сплав Розе для уменьшения температуры расплавления припоя.

    Для монтажа новой микросхемы драйвера на плату вполне подойдёт паяльная станция с жалом подходящего профиля.

Если у Вас плохо работает DVD-ROM или не работает, то попробуйте следующее:

1. Первым делом попробуйте поменять шлейф идущий к DVD-ROM.

2. Попробуйте использовать другой кабель питания DVD-ROM.

Если замена шлейфа и кабеля питания не помогла, см. следующие пункты ремонта cd/dvd привода (дисковода):

3. Выключите компьютер.

4. Открутите винты боковых крышек.

5. Снимите боковые крышки и переднею панель системного блока.

6. Отключите шлейф и кабель питания от DVD-ROM.

7. Открутите винты держащие DVD-ROM.

8. Извлеките DVD-ROM:

9. Переверните DVD-ROM и открутите винты держащие нижнею крышку:

10. Засуньте иголку или скребку в дырочку на передней панели и подтолкните иголку вперед, чтобы вытащить переднею крышку для вставки дисков:

11. Плоской отверткой вытащите крепление передней панели из пазов:

12. Снимите верхнею и нижнею крышки DVD-ROM:

13. Пропылесосьте на выдув внутренние части DVD-ROM.

14. Если у Вас DVD-ROM плохо открывается, то меняйте резинку расположенную рядом с лицевой частью DVD-ROM:

15. Протрите головку DVD-ROM тряпочкой без ворсинок слегка смоченной в спирте:

16. Смажьте движущиеся части силиконовым маслом:

17. Соберите обратно DVD-ROM.

18. После того как произвели ремонт дисковода , протестируйте работу DVD-ROM.

Дисковод – достаточно сложный механизм, но и его можно починить самостоятельно. Достаточно немного понимать принципы работы CD или DVD-ROM. Естественно, что ремонт ноутбуков лучше всего доверять профессионалам, но если вы уверены в своих силах, то можете пробовать всё сделать своими руками. Если диск не читается, то может быть много различных причин: от проблем с механикой до сбоя программного обеспечения.


Основные неисправности и методы их решения


Чтобы добраться до дисковода в любом ноутбуке, сначала нужно разобрать устройство. Для этого снимается задняя крышка, и откручиваются винты в определённой очерёдности. Как правильно это делать, лучше посмотреть в Интернете, где есть видео практически для любой модели ноутбука с подробной инструкцией разборки. Следует отметить, что если устройство – ещё на гарантии, то разбирать самостоятельно не рекомендуется. Достаточно обратиться с поломкой в магазин или к производителю.



Достаточно часто в ноутбуках ломается устройство для выдвигания привода. Если рассмотреть более внимательно, то эту функцию осуществляет отдельный мини-двигатель, который связан с самим дисководом шестерёнками. Зубцы часто стираются, потому нужно просто восстановить их. Для этого сверху капают небольшим количеством расправленной пластмассы, а потом подтирают надфилем для придания формы.



Если неисправно именно устройство считывания диска, то нужно проверить, работает ли лазер, а также нет ли загрязнений на месте посадки. Чаще всего проблемы начинаются именно из-за грязи, а потому нужно сначала аккуратно протереть все элементы системы.



Устройство привода – очень сложное и высокоточное, поэтому отремонтировать его может не получиться. Но стоимость этого механизма – не такая и большая, потому лучше приобрести новую деталь и заменить её. Сделать это достаточно просто, достаточно посмотреть инструкции в Сети.

DVD-ROM является одним из самых “хрупких” устройств, которое может выйти из строя. Связано это даже не с действиями пользователя, а скорее с конструкцией. Множество механических частей, которые должны работать согласовано с помощью электроники, высокая частота работы и необходимость соблюдения точности позиционирования – все эти факторы сильно влияют на конечную долговечность привода.

Кроме самой конструкции негативное воздействие на работоспособность оказывает постоянная гонка между производителями болванок и самих DVD-ROM. Одни стараются выпустить как можно более быстро записывающие болванки, другие пытаются догнать их, забывая вовремя апдейтить уже выпущенные устройства. Кстати, это и есть первая проблема, которая может возникнуть при долгом использовании ноутбука – отсутствие правильной прошивки. Для того чтобы устранить эту проблему, можно поступить следующим образом:

  • Поискать новую прошивку, устраняющую несовместимость на сайте производителя модели ноутбука;
  • Поискать в интернете сайты, тематика которых - снятие зональности приводов.

Воспользовавшись этим советом, можно либо устранить возникшие неполадки в приводе, либо просто идти в ногу со временем, устанавливая новые прошивки.

Бывает, что привод все же начинает “барахлить”, либо вообще отказывается работать. Для определения и устранения поломки, можно воспользоваться следующей пошаговой инструкцией:

  • Проверяем, проблема связана с приводом, либо же кроется в системных ошибках. Для начала заходим в BIOS (клавиша Delete при загрузке), после копаемся в настройках и смотрим, определяется ли привод вообще.
  • Если привод определяется, возможно, проблема в прошивке, либо в реестре (т.е. установленные драйвера работают не совсем верно). Устранить проблему можно, установив новую прошивку, обновив драйвера, скачав программу для проверки и очистки реестра.
  • Если привод не определяется, значит, необходимо проверить подключение и питание. Наличие питания можно определить, просто посмотрев на индикатор привода при включении ноутбука (либо вставив компакт диск). Если он горит - значит, питание есть. Для проверки подключения необходимо разобрать ноутбук до состояния, при котором можно извлечь привод. Для этого необходимо извлечь аккумулятор, перевернуть ноутбук, открутить скрепляющие винты сзади, снять крышку, открутить винты, удерживающие привод, и аккуратно отключить шлейф. Взяв шлейф от привода и заменив его новым (либо попробовав проверить, подключив к другому устройству) можно понять, работает ли шлейф. Если не работает – замена и может решить проблему, если работает проблема может крыться в самом DVD-ROM e.
  • Для проверки привода, разбираем его до состояния, которое возможно без специальных инструментов – в основном, до платы. Осматриваем плату на наличие дефектов, окалины или темных мест, проверяем все соединения. Если какие-то элементы выгорели и запасных нет – проще осуществить полную замену привода, т.е. купить новый. В противном случае с помощью паяльника можно заменить не работающие элементы. А с помощью щетки очистить места от окалины.
  • Если никакого ущерба внутри привода нет, возможно, повреждена линза. Для ее очистки надо использовать специальные средства, которые продаются в компьютерных магазинах (в принципе, чистить линзу полезно раз в год).

Если после проведения действий выше никаких изменений нет, необходимо отнести привод в сервисный центр, либо осуществить его замену самостоятельно.

В случае замены старого привода на новый (при неустранимых поломках, апдейт ноутбука) может возникнуть проблема с работой приводов в двух режимах: primary slave или secondary master. Решить проблему можно путем апдейта прошивки, которая поменяет режим, либо исправить дефект вручную с помощью установки перемычки cable select. Но часто, установка перемычки не предусмотрена конструктивно, тогда необходимо напять ее вручную. Для этого необходимо:

  • Разобрать ноутбук, чтобы получить доступ к DVD-ROM;
  • Вынуть его из ноутбука, аккуратно отсоединяя подключения;
  • Отвинтить скрепляющие винты с корпуса привода;
  • С помощью тонкой проволоки, нажимая на отверстие в приводе, открыть лоток;
  • Снять крышку и выдвинуть лоток;
  • В IDE разъеме ноутбука необходимо между 47 и 49 контактом напять небольшую перемычку (отсчет следует вести от угла ближе к которому расположен разъем);
  • Собрать обратно, проверив работоспособность привода.

Кроме этого при замене привода может возникнуть проблема в том, что вы можете повредить старые салазки или переходник. Придется искать аналогичный на рынке, либо заказывать оригинальный привод со всеми устанавливающими элементами. Поэтому главное правило при замене привода – не выкидывать крепящие элементы и осторожно с ними обращаться. Также не стоит выкидывать лицевую панель, т.к. в некоторых моделях ноутбуков она не прямая, а имеет оригинальную форму (загнутую или отогнутую). Чаще всего новый аналоговый привод может иметь стандартную прямую лицевую панель, что будет выглядеть неэстетично, либо вообще не даст нормально установить привод.