Интеллектуальная викторина «Электричество вокруг нас. Интеллектуальная игра "волшебное электричество" задание
Тип урока: Урок обобщения и повторения пройденного материала.
Форма проведения: Урок-игра, викторина
Технические и программные требования к уроку: компьютер, мультимедиа проектор, викторина, представленная с помощью Microsoft PowerPoint (Приложение )
Цель урока : повторить и обобщить знания по теме: “Электрические явления”.
Задачи урока:
Образовательная:
- Формирование умения делать самостоятельные выводы, развитие межпредметных связей, расширение кругозора.
Воспитательная:
- Воспитание самооценки учащихся, творческой инициативы, аккуратности, дисциплинированности;
Развивающая:
- Развитие интереса к предмету, логического мышления, внимания, наблюдательности;
- Развитие умений работать в группе;
Организационный момент (тема и цель урока)
Сегодня перед нами цель:
Все повторить и обобщить,
Анализ сделать, все сравнить
И множество задач решить.
А также надо объяснить
Как без электричества прожить.
В конце урока закрепить,
Ну и, конечно, оценить!
Обобщать и закреплять полученные знания мы будем сегодня в виде игры, которая называется “Электричество вокруг нас.”
Правила игры: Вам предоставляется 5 категорий игры (на доске):
- Историческая страничка: данная категория отражает исторические факты, связанные жизнью ученых, культурное наследие связанные с выдающимися фамилиями и вкладами в науку.
- Взаимодействия заряженных частиц: данная категория отражает поведение частиц в электрических взаимодействиях и их разнообразие и особенности.
- Характеристики электрического тока: данная категория отражает сведения о величинах, которые показывают количественные меры электрического поля.
- Черный ящик: в данной категории вас поджидают самые разнообразные вопросы, направленные на кругозор и межпредметные знания.
- Общие знания по физике: категория содержит вопросы, связанные с другими разделами физики.
Учитель представляет команды и проводит жеребьевку.
Дидактическая структура урока
Вид доски
Историческая страничка | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Взаимодействие заряженных частиц | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Характеристики электрического тока | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
ЧЕРНЫЙ ЯЩИК | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Общие знания по физике | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Методика использования компьютера
Компьютер в данном уроке используется, как инструмент для демонстраций и подразумевает использование мультимедиа проектора. Компьютерный класс не требуется. Компьютерные технологии позволяют провести урок с яркими демонстрациями, более оперативно, чем в бумажном варианте или при работе с доской. Урок занимает около 1 часа (60 минут).
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент | |
Приветствие учащихся. Объяснение целей
урока. “Урок будет проходить в виде викторины. Правила игры: класс делится на группы и в каждой группе выбирается самый ответственный человек (капитан команды). Вопросы викторины имеют свою ценность от 10 до 50 баллов. Вопросы выбирают группы по очереди, и отвечает один человек из группы. Если одна команда не дает правильный ответ, то на него может ответить другая команда и получить себе на счет дополнительные 5 баллов. Ведущий фиксирует баллы на доске. Ответственные в группе фиксируют кто отвечает на вопросы и на сколько баллов. В конце игры баллы подсчитываются” В роли ведущего может выступать учитель или подготовленный ученик. Учитель раздает ребятам жетоны |
Учащиеся делятся на не большие по 10-12 человек 2 группы. |
Ход игры | |
ведущий делает комментарии по ходу игры, направляет игру, объявляет результаты | Первая группа (по жеребьевке
),
выбирает на игровом поле вопрос и отвечает на
него, используя две, три минуты времени. Ответ
вопроса проверяется с помощью подсказки. Следующая по очереди группа выбирает вопрос и отвечает на него. Игра идет до последнего вопроса (Если есть затруднения в ответе, то вопрос передается следующей группе, а баллы не зачисляются ) |
Итоги | |
Ведущий подводит итоги. Объявляет команду-победителя. Учитель выставляет оценку уроку. Отмечает лучшие ответы и выступления с помощью ответственных в группах. | Рефлексия
Учащиеся оценивают урок, понравился или не понравился им урок. |
Спасибо за игру! С вами было очень интересно!
Заключительное слово учителя-ведущего:
Электричество кругом,
Полон им завод и дом,
Нам токи очень помогают,
Жизнь кардинально облегчают!
Всех проводов “величество”
Зовется “электричество!”
Заключительная песня команд.
Урок-соревнование по теме:
«Удивительное электричество»
Нетрадиционный урок по дисциплине: «Электротехника» - как способ повышения интереса студентов к изучению предмета .
Аннотация
Данная работа представляет собой методическую разработку урока – соревнования по дисциплине: «Электротехника и электроника» на тему: «Чудесное электричество».
Методическая разработка включает сценарий проводимого занятия. Она является частью тематического блока, изучающего электрические явления. В основной части методической разработки повествовательное содержание об активации познавательной деятельности студентов в сочетании с вопросами и заданиями, выполняющими командами, предполагающие создание эвристической среды, постоянно стимулирующие познавательную и творческую активность студентов.
Ценность и новизна работы заключается и в использовании мультимедийной презентации на занятии, так как повышает наглядность изучаемого материала.
Данная методическая разработка предназначена преподавателям, студентам образовательных учреждений среднего профессионального образования, где на курс электротехники отводится относительно немного часов. В связи с этим материал изложен на качественной основе, без использования сложного математического аппарата.
Цель урока: в нетрадиционной, занимательной форме повторить основной программный материал, развить познавательную активность и творчество учащихся, их смекалку, наблюдательность и чувство юмора, расширить технический кругозор.
Развивающие задачи: развить и закрепить навыки решения экспериментальных, расчетных и качественных задач, развить устную речь студентов, учить применять знания в новой ситуации; учить грамотно объяснять происходящие физические явления, формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельной деятельностью студентов.
Задача учителя на уроке: создание условий для проявления активности обучаемых, развития их индивидуальности; развития исследовательской компетентности студентов; повышения их интереса к предмету.
Время: 1 час 30 минут.
Сфера: «Я и коллектив».
Социальная роль: Профессионально – трудовая, творческая.
Оформление и оборудование:
- Разноцветная ромашка с вопросами.
- Амперметр, конденсатор, реостат, тестер.
- Собранная электромонтажная схема.
- Кроссворды.
- Электрические формулы и схемы.
- Презентации студентов: «Действие электрического тока на тело человека».
- Плакаты с изречением ученых:
Эпиграф:
Науку все глубже постигнуть стремись.
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.
Фирдоуси
(персидский и таджикский
поэт, 940-1030 гг.)
Плакат:
Пусть кипит работа,
Сложны соревнования,
Успех решает не судьба,
А ваши знанья!
Введение
Характерной чертой системы среднего специального образования сегодняшнего дня являются различные формы интеграции учебной и внеучебной деятельности, которая ярко представлена при проведении тематических недель. Тематические предметные недели могут стать традиционными в каждом техникуме, проводится для студентов различных групп. Могут включать в себя проведение различных форм работы: коллективных, групповых, индивидуальных и т. д.
В моей практике используются такие нетрадиционные уроки, как уроки - соревнования.
Данный урок – соревнование проводился во время недели «Электротехнических дисциплин», методика ее может быть использована для любой дисциплины.
Цель занятия - закрепление у студентов умений, навыков решения задач разных типов (расчетных, качественных, экспериментальных). Я преследовала цель сформировать навыки коллективной работы в сочетании с индивидуальной. Ребят разделила на 2 команды, примерно равные по силам, а членами жюри предложила быть присутствующим на уроке преподавателям, которые изъявили желание.
Описанный ниже урок, посвященный ученым-физикам и электротехникам, проводится в виде игры, которая позволяет проявиться всем способностям студентов, расширяет их кругозор, учит видеть прекрасное в обычном, развивает их коммуникативные способности.
Данная методическая разработка имеет практическую ценность для преподавателей и студентов и может быть использована в учебно – воспитательном процессе.
Ход урока:
1. Организационный момент (до начала урока):
- выбор жюри.
- деление студентов группы на 2 команды, выбор названия команды, капитана.
2. Вступительное слово преподавателя:
Сегодня вспомним все о токах -
Заряженных частиц потоках.
И про источники, про схемы,
И нагревания проблемы,
Ученых, чьи умы и руки
Оставили свой след в науке,
Приборы и цепей законы,
Кулоны, Вольты, Омы,
Решим, расскажем, соберем,
Мы с пользой время проведем!
И победителей найдем!
3. Основная часть.
1-й конкурс «Разминка»:
Команды должны ответить на предложенные им вопросы и, выполнив задания, получить два слова-пароля, которые и станут словами-напутствиями на дальнейший успех. (Ответы сдаются жюри).
Вопросы задания для 1-й команды:
- Одна из наук о природе (взять 3-ю букву).
- Положительный электрод электрического аккумулятора (взять 2-ю букву).
- Единица измерения силы тока (взять 1-ю букву).
- Частица, которую ученые обнаружили в составе ядра (взять 1-ю букву).
- Вещество, не проводящее электрический ток (взять 2-ю букву).
- Фамилия русского ученого, построившего первый электрический двигатель (взять 1-ю букву).
Ответы:
- Физика.
- Анод.
- Ампер.
- Нейтрон.
- Диэлектрик.
- Якоби.
Слово-пароль: «знание».
Вопросы задания для 2-й команды:
- Чертеж, на котором изображены способы соединения электрических приборов в цепь (взять 1 букву).
- Вещества, проводимость которых занимает промежуточное положение между проводниками и диэлектриками (взять 11 букву).
- Единица электрического заряда (взять 3 букву).
- Прибор для измерения силы тока (взять 1 букву).
Ответы:
- Схема.
- Полупроводники.
- Кулон.
- Амперметр.
Слово-пароль: «сила».
2-й конкурс «Задачи»:
Слово преподавателя:
А сейчас приглашаю команды принять участие в конкурсе «Замок историков науки и техники». Приглашаются 1 студент от команды по желанию, которым надо решить расчетные задачи исторического содержания.
Примечание: предлагаю перечень задач исторического содержания к конкурсу «Замок историков науки и техники».
Задача № 1 .
1 июля 1892 г в Киеве стал курсировать трамвай по линии Подол - Крещатик. Его двигатель был рассчитан на силу тока 20 А при напряжении 500 В. Какой мощности был двигатель? (Ответ: 10 000 В = 10 кВт).
Задача № 2 .
В 1887 г. Пермский завод построил по чертежам русского инженера Н. Г. Славянова динамо машину. Она имела мощность 18 кВт и могла давать ток силой ЗОО А. Какое напряжение было на ее зажимах? (Ответ: 60 В.)
Задача № 3 .
Первым отечественным выпрямителем был высоковольтный ртутный выпрямитель конструкции В. П. Вологдина. Он создан в 1922 г., имел мощность 10000 Вт и давал ток при напряжении 3500В. Какой силы ток обеспечивал выпрямитель? (Ответ: 1.29 А.)
Задача № 4 .
Крупнейшей радиостанцией, действовавшей в России в период первой мировой войны, была Ходынская. Она имела генератор тока мощностью 320 кВт, а напряжение на его зажимах было равно 220 В. Найдите силу тока, вырабатываемого генератором. (Ответ: 1455 А.)
3-й конкурс «Знатоки электротехники»:
Одновременно проводится конкурс под названием «Знатоки электротехники».
Вначале просмотр презентаций, ранее подготовленных студентами, на тему «Действие электрического тока на тело человека ». После этого проводится викторина «Электрический ток и безопасность человека». Вопросы викторины написаны на ярких, разноцветных лепестках ромашки и предлагаются командам на выбор.
Вопросы викторины:
1. В автомобиле от аккумуляторов к лампочкам проведено только по одному проводу. Почему нет второго провода?
Ответ: Вторым проводом служит корпус автомобиля.
2. Какое минимальное напряжение вызывает поражение человека электрическим током с тяжелым исходом?
Ответ: Поражение током с тяжелым исходом возможно при напряжении, начиная приблизительно с 30 В.
3. Почему опасно во время грозы стоять в толпе?
Ответ: Во время грозы опасно стоять в толпе потому, что пары, выделяющиеся при дыхании людей, увеличивают электропроводность воздуха.
4. Почему в сырых помещениях возможно поражение человека электрическим током даже в том случае, если он прикоснется к стеклянному баллону электрической лампочки?
Ответ: Стеклянный баллон электрической лампочки, покрытый слоем влаги, проводит электрический ток, который при определенных условиях может вызвать поражение человека.
5. Отчего зависит биологическое действие тока и какой величины ток может вызвать смертельный исход?
Ответ: Биологическое действие тока зависит от величины тока, протекающего по организму пострадавшего. Ток в 0,025 А вызывает проходящий паралич, а ток в 0,1 А и более смертелен.
6. Почему молния, проходящая через дерево, может отклониться и пройти через человека, стоящего возле дерева?
Ответ: Электрический ток проходит преимущественно по участку цепи с меньшим сопротивлением. Если тело человека окажется лучшим проводником, то электрический ток пройдет через него, а не через дерево.
7. Елочные гирлянды часто делают из лампочек для карманного фонаря. Лампочки соединяют последовательно, и тогда на каждую из них приходится очень малое напряжение. Почему же опасно, выкрутив одну лампочку, сунуть палец в ее патрон?
Ответ: Сопротивление лампочки от карманного фонаря мало - несколько Ом, а сопротивление всей гирлянды - несколько сотен Ом, а пальца - несколько тысяч Ом. При последовательном же соединении цепи падение напряжения на участке пропорционально его сопротивлению. Поэтому на палец, если его сунуть в патрон, придется практически все напряжение сети.
8. 3ачем при перевозке горючих жидкостей к корпусу автоцистерны прикрепляют цепь, которая при движении волочится по земле?
Ответ: При перевозке в автоцистернах горючие жидкости взбалтываются и электризуются. Чтобы избежать появления искр и пожара, используют цепь, которая отводит заряды в землю.
9. Кому принадлежат слова: «Теперь я знаю, как выглядит атом»?
Ответ: Эти слова принадлежат английскому физику Резерфорду, сказаны они в 1911г.
10. Что представляет собой молния?
Ответ: Электрический разряд в атмосфере в виде линейной молнии представляет собой электрический ток, причем сила тока за 0,2-0,3 с, в течение которых длятся импульсы тока в молнии, меняется. Примерно 65% всех молний, наблюдаемых в нашей стране, имеют наибольшие силы тока 10000 А, но в редких случаях она достигает 230 000 А.
11. Кто изобрел электрическую лампочку накаливания?
Ответ: Русский изобретатель - Александр Николаевич Лодыгин. Американский изобретатель Эдисон получил несколько лампочек Лодыгина: их привез в Америку один русский офицер. В конце 1879 г. Эдисон создал свою лампочку с винтовым цоколем и патроном, называемым эдисоновским. Все выданные Эдисону патенты были сформулированы лишь как предложения об усовершенствовании ранее запатентованной лампы Лодыгина.
Примечание: необходимо правильно отвечать на вопросы викторины, за каждый правильно отвеченный вопрос - 1 жетон.
4-й конкурс «Поиск»:
Преподаватель: Поиск », который был одним из домашних заданий. Команды заранее получили задание - найти в журналах, книгах интересные факты, касающиеся темы «Электричество », и подготовить небольшие сообщения. Слово предоставляется представителям от команд.
Преподаватель: настало время дать слово жюри и подвести итоги проведенных конкурсов.
5-й конкурс «Любители кроссвордов»:
Задание: Вручаются листки кроссвордов и тексты к ним. Надо отгадать кроссворд за 3 мин. Варианты ответов сдаются жюри. Привожу пример кроссворда, который был использован на занятии.
По горизонтали:
- Физическая величина, единица измерения которой названа в честь итальянского ученого Вольта.
- Фамилия русского ученого, участвовавшего в первых опытных исследованиях атмосферного электричества в России.
По вертикали:
- Вещества, хорошо пропускающие электрический ток.
- Фамилия русского ученого, построившего первый электрический двигатель.
Ответы:
- Напряжение.
- Ломоносов.
- Проводники.
- Якоби.
Преподаватель: жюри подведет итоги проведенных конкурсов.
6-й конкурс «Чтобы это значило?»:
Преподаватель: А сейчас мы проведем конкурс под названием «Чтобы это значило? » На столе разное оборудование для демонстрации опытов. Представители от команд должны показать подготовленный ими опыт, а команда соперница должна объяснить увиденный опыт. Учитывается остроумие и оригинальность ответов.
7-й конкурс «Люди науки»:
Преподаватель: в конкурсе «Люди науки », который сейчас будет проводиться, участвуют одновременно все команды. Цель данного конкурса - раньше соперников определить имя и фамилию ученого, используя сведения о нем.
Приглашаются по одному участнику от команды, которым предлагается выполнить задание.
Задание участнику: назвать ученого, фамилия которого состоит из 5 букв:
- первая - в названии электрода, присоединенного к положительному полюсу источника тока;
- вторая - вторая в названии единицы сопротивления;
- третья - третья в названии прибора для измерения силы тока,
- четвертая - четвертая в названии единицы силы тока;
- пятая - последняя в названии прибора для измерения напряжения.
Ответы:
- Анод.
- Амперметр.
- Ампер.
- Вольтметр.
Слово-пароль: «Ампер».
Одновременно для всех команд проводится 2-й этап конкурса.
Вопросы:
- О нем великий Максвелл сказал: «Исследования …, в которых он установил законы механического взаимодействия электрических токов, принадлежат к числу самых блестящих работ, которые проведены когда-либо в науке. Теория и опыт как будто в полной силе и законченности вылились сразу из головы этого «Ньютона электричества». На его надгробном памятнике высечены слова: «Он был так же добр и так же прост, как и велик». (Андре-Мари Ампер)
- Он открыл один из важнейших количественный закон цепи электрического тока. Он установил постоянство силы тока в различных участках цепи, показал, что сила тока убывает с увеличением длины провода и с уменьшением площади его поперечного сечения. Он нашел ряд из многих веществ по возрастанию сопротивления. (Георг Ом).
- По профессии пивовар, он был прекрасным экспериментатором, исследовал законы выделения теплоты электрическим током, внёс большой вклад в кинетическую теорию газов. (Джеймс Джоуль.)
- Он был рыцарем Почётного легиона, получил звание сенатора и графа. Наполеон не упускал случая посетить заседания Французской академии наук, где он выступал. Он изобрёл электрическую батарею, пышно названную «короной сосудов». (Алессандро Вольта.)
- Он стал академиком в 39 лет, причём в избрании не играли ни малейшей роли его работы по магнетизму и электричеству. Их, по существу, не было. Он был избран по секции геометрии за исследования в области математики и химии. (Андре-Мари Ампер.)
- Он славился своей рассеянностью. Про него рассказывали, что однажды он с сосредоточенным видом варил в воде свои часы 3 минуты, держа яйцо в руке. (Андре-Мари Ампер.)
- Он открыл один из важнейших законов электричества в 1785 году, используя для этого крутильные весы. Приём, использованный им, лишний раз доказывает, что изобретательность человеческого ума не знает границ. (Шарль Кулон.)
Преподаватель: А сейчас подведем итоги. Слово жюри.
8-й конкурс «Физическая эстафета»:
Преподаватель: Настало время проверить знание формул и теоретического материала по пройденной теме «Электричество », а поможет нам в этом конкурс «Физическая эстафета ». Этот конкурс проводится в два этапа. Цель конкурса - проверить знание учащимися формул.
1-й этап: приглашаются по одному участнику от команды, которым вручаются задания; одновременно проводится 2-й этап конкурса под названием «Порешаем» , в котором капитаны команд получают задания. Время подготовки ответов - 5 минут. Ответы сдаются жюри.
Преподаватель: Итак, друзья, начинаем!
Задание для 1-го этапа:
Задание для 2-го этапа:
4. Заключительное слово преподавателя.
Подводя итог нашего урока, я хочу рассказать Вам, ребята, еще одну историю, которая поведает нам еще про одну судьбу ученого-физика. Биографы Ньютона рассказывают, что первое время в школе он учился очень посредственно. И вот однажды его обидел лучший ученик в классе. Ньютон решил, что самая страшная месть для обидчика - отнять у него место первого ученика. Дремавшие в Ньютоне способности проснулись, и он с легкостью затмил своего соперника. Разбуженного джинна познания нельзя снова спрятать в темную заплесневелую бутылку. С того счастливого для мировой науки эпизода начался процесс превращения скромного английского школьника в великого ученого.
Сегодня мы хорошо поработали: повторили основной программный материал по теме «Электричество », применили свои знания в новых ситуациях.
Хочется надеяться, что сегодняшний урок разбудит и у Вас жажду новых познаний, ведь «великий океан истины» по-прежнему расстилается перед вами не исследованным до конца. Пока жюри определяет победителя, проводится рефлексия урока с учащимися.
Слово жюри: подведение итогов, награждение победителей.
Заключение
Процесс развития творческих способностей студентов сложен и многогранен. Необходимо развивать творческие способности учащихся, организуя педагогический процесс так, чтобы поставить студента в положение первооткрывателя того, что известно преподавателю, но является новым для студентов. Преподаватель постоянно должен искать пути и средства, а так же формы организации творческой деятельности учащихся в процессе обучения.
Наиболее высокий уровень развития творческих способностей достигается в том случае, когда в процессе обучения систематически организуются проблемные ситуации. В результате решения проблем студенты делают для себя открытие, находят объяснение нового для них явления, задумываются над выяснением его природы, открывают новые методы измерения физических величин, устанавливают новые связи между явлениями, находят новые варианты решения задачи, изменения в конструкцию приборов, создают новые приборы и установки, позволяющие осуществлять управление технологическими процессами.
Очевидно, что творческие способности развиваются в деятельности, их упражняющей. Поэтому необходимо создать целостную совокупность ученых ситуаций на каждом этапе познания. Учитывая это, я и отдаю предпочтение проведению нестандартных уроков электротехники.
Список литературы:
1. «Физика» - еженедельное приложение к газете «Первое сентября», №47, декабрь, 1996г.
2. «Вечера физики и техники в средней школе» под редакцией М. С. Державиной, 2006г.
3. «Физика для любознательных» Э. Роджерса, 1971г.
4. «Занимательные опыты по физике» под редакцией Л. А. Горева, 2005г.
преподаватель ГБПОУ КК «Туапсинский
гидрометеорологический техникум»
г. Туапсе Краснодарского края
В настоящее время электроприборы в доме и на работе стали незаменимыми помощниками, создающими комфортные условия для человека. Однако не стоит забывать о том, что электрический ток может представлять угрозу и он безопасен до тех пор, пока находится под «замком» изоляции проводов.
Чтобы не попасть в беду, необходимо знать и соблюдать меры безопасности при использовании электроприборов, а также правила действий при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с электричеством.
Предлагаем вашему вниманию материалы тематического занятия «Электричество вокруг нас».
Вариант проведения занятия [PDF ] [DOCX ]
Презентация [PDF ] [PPTX ]
Цель: формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Задачи:
- расширить представление учащихся об электроэнергетике;
- сформировать устойчивые навыки электробезопасности;
- развить ответственное отношение за свою жизнь и здоровье.
Учитель:
Что общего между изображениями на слайде?
- Попробуйте сформулировать тему классного часа. (Тема «Электричество в нашей жизни»).
- Какие ещё сферы вашей жизни связаны с электричеством?
Для учителя:
Электричество даёт нам свет, тепло, приводит в движение различные механизмы, позволяет играть в компьютерные игры, готовить вкусную еду, запускает аттракционы и умеет ещё многое другое.
Тема классного часа:
«Электричество в нашей жизни».
Как и откуда к нам поступает электричество?
Учитель: изучите схему.
К какому виду электростанций относятся источники получения электричества на слайде?
- Какие ещё электростанции и виды промышленной энергетики существуют в мире?
- Попробуйте перечислить, а далее аргументировать плюсы и минусы различных видов получения электричества.
Для учителя:
На слайде: теплоэлектростанция и гидроэлектростанция.
Электростанции и виды промышленной энергетики:
- Ядерная энергетика (атомные электростанции (АЭС).
- Ветроэнергетика – использование кинетической энергии ветра для получения электроэнергии.
- Гелиоэнергетика – получение электричества из энергии солнечных лучей.
- Геотермальная энергетика – использование естественного тепла Земли для выработки электрической энергии.
- Водородная энергетика – использование водорода в качестве энергетического топлива.
- Приливная энергетика – использует энергию морских приливов.
- Волновая энергетика – использует энергию волн.
Учитель: Для того чтобы потребители получили электричество, его нужно передавать наименее энергозатратно и безопасно. Ознакомьтесь со схемой и, используя знания курса физики, попробуйте порассуждать.
Для чего необходимы электроподстанции?
- Кто входит в число потребителей электричества?
Для учителя:
Подстанция, на которой стоят повышающие трансформаторы, увеличивает электрическое напряжение при соответствующем снижении значения силы тока, в то время как понижающая подстанция уменьшает выходное напряжение при пропорциональном увеличении силы тока. Основная же причина повышения напряжения состоит в том, что, чем выше напряжение, тем большую мощность и на большее расстояние можно передать по линии электропередачи.
Учитель: В московском регионе электрораспределением занимается ПАО «МОЭСК» (Публичное акционерное общество «Московская объединённая электросетевая компания»).
Ознакомьтесь с роликом сайта ПАО «МОЭСК» и ответьте на вопросы.
Какие основные виды деятельности оказывает ПАО «МОЭСК»?
- Приходилось ли вам, вашим родителям или знакомым прибегать к помощи ПАО «МОЭСК»? Расскажите, как это произошло.
Для учителя:
ПАО «МОЭСК» оказывает услуги по передаче электрической энергии и технологическому присоединению потребителей к электрическим сетям на территории Москвы и Московской области. Территория обслуживания – 46 892 кв. км. Число клиентов компании превышает 17 млн человек, что составляет более 96 % потребителей города Москвы и 95 % Московской области.
Миссия общества: ПАО «МОЭСК», осуществляя электроснабжение столичного региона Российской Федерации, стремится обеспечить максимальный уровень надёжности и доступности распределительной сетевой инфраструктуры, используя энергоэффективные технологии и инновации, придерживаясь мировых стандартов качества предоставляемых услуг и лучшей практики корпоративного управления.
Учитель: Электроприборы, которыми вы пользуетесь дома и в школе, электрические сети и подстанции, мимо которых вы проходите во дворе и на улице, при нормальной, штатной работе безопасны.
При неправильном использовании электроприборов и нахождении на запрещённых территориях электроустановок, а также неправильных действиях при возникновении чрезвычайной ситуации с обрывом электропроводов возникает реальная угроза для жизни и здоровья человека – электротравма . Она приводит к нарушению нормальной деятельности сердечно-сосудистой и нервной системы, нарушению дыхания, а также возникновению ожогов, в том числе со смертельным исходом.
Учитель.
Ответьте на вопросы. Сталкивались ли вы:
- с неисправными электрическими приборами или оборудованием;
- с нарушениями при использовании электроприборов;
- с нарушением правил нахождения рядом с электроустановками, которые привели или могли привести к несчастному случаю?
Порассуждайте и попробуйте назвать причины случившегося.
Справочные материалы для учителя: Поражение электрическим током (электротравма) .
Учитель6 Назовите причины получения электротравмы, используя знания курсов физики , технологии .
Для учителя:
- Повреждение изоляции провода или повреждение розетки.
- Вода является хорошим проводником электричества.
- Повреждение розетки, вилки.
- Возможно замыкание на токопроводящую поверхность прибора или возгорание прибора.
- При соприкосновении с токопроводящими деталями.
- Большая влажность, наличие ёмкостей с водой, влажный пол (вода является хорошим проводником электричества).
Учитель: Безопасным считается напряжение 12 вольт (аккумуляторы большинства автомобилей). Наибольшее распространение в промышленности, сельском хозяйстве и в быту получили электрические сети напряжением 220 и 380 вольт. Это напряжение экономически выгодно, но очень опасно для человека.
Аргументируйте, чем опасны для каждого персонажа ситуации на слайде. Почему?
Для учителя: Правила нахождения вблизи энергообъектов:
- Не касайтесь оборванных висящих или лежащих на земле проводов и не подходите к ним ближе, чем на 10 метров. (Вы можете попасть в шаговое напряжение).
- Не влезайте на опоры высоковольтных линий электропередачи, не играйте под ними, не разводите костры, не делайте на провода набросы предметов, не запускайте под проводами воздушных змеев.
- Не открывайте трансформаторные будки, электрощитовые и другие электротехнические помещения, не трогайте руками электрооборудование, провода.
- Заметив оборванный провод, незакрытые или повреждённые двери трансформаторных будок или электрических щитов, немедленно сообщите об этом взрослым.
- Не рыбачьте под проводами линии электропередачи. (Многие удочки – отличные проводники электричества).
Учитель: Несмотря на соблюдение правил безопасности, вокруг нас возможно возникновение нестандартных ситуаций, которые могут привести к несчастным случаям. Одной из возможных ситуаций является обрыв электропроводов после падения на них деревьев или больших веток после стихийных бедствий.
Если вы оказались рядом с оборванным высоковольтным проводом, удар током можно получить, находясь и в нескольких метрах от него, за счет шагового напряжения.
Выполните задание.
Составьте справочный материал о шаговом напряжении , используя материалы.
В материале должны отражаться ответы на вопросы:
- Что из себя представляет шаговое напряжение?
- Чем оно опасно для человека?
- Как нужно передвигаться при воздействии на вас шагового напряжения?
Выберите знак препинания для фразы. Аргументируйте свой ответ.
Полезная информация.
Учитель. При возникновении несчастного случая, обязательным условием является вызов служб экстренной помощи.
Слайд 2
Здравствуйте!
Сегодня мы предлагаем вам поиграть в викторину, которая называется «Мы и мир вокруг нас». Она позволит вам проверить то, насколько вы знакомы с привычными явлениями, как вы способны распознавать их… Правила викторины очень просты: Вам предлагается 12 вопросов. Верный ответ – 1 балл. Команда, набравшая большее количество баллов является победителем и признается знатоком. Кто набрал меньше баллов – все равно молодец…
Слайд 3
Вопрос 1
Характеристика этого движения, не описываемая числом – это…..
Слайд 4
Правильный ответ
Траектория (от позднелатинского trajectories – относящийся к перемещению) – это линия, по которой движется тело (материальная точка).
Слайд 5
Вопрос 2
Какие две характеристики создают общую конструкцию измерения окружающего мира?
Слайд 6
Затрудняетесь?
Вспомните старый фильм «Назад в будущее»… Нарушением чего был постоянно озабочен профессор Эммет Браун?
Слайд 7
Правильный ответ
Пространство-время (простра́нственно-временно́йконти́нуум) - физическая модель, дополняющая пространство равноправным временны́м измерением и таким образом создающая теоретико-физическую конструкцию, которая называется пространственно-временным континуумом.
Слайд 8
Вопрос 3
Как называется явление, изображенное на рисунке?
Слайд 9
Правильный ответ
Диффузия (лат. diffusio - распространение, растекание, изменение, рассеивание, взаимодействие) - процесс взаимного проникновения молекул или атомов одного вещества между молекулами или атомами другого, приводящий к самопроизвольному выравниванию их концентраций по всему занимаемому объёму
Слайд 10
Вопрос 4
Что заставляет крышку кастрюли, в которой кипит вода, подпрыгивать и греметь?
Слайд 11
Правильный ответ
При кипении пар вырывается из кастрюли. Для этого ему надо поднять крышку! Но после того, как определенная часть пара вырвалась наружу, давление пара в кастрюле упало и крышка падает. Давление опять подымается и всё повторяется. Это происходит быстро, вот крышка и гремит: падает - подымается, падает-подымается и т. д.
Слайд 12
Вопрос 5
Почему волны в микроволновой печи разогревают предметы?
Слайд 13
Правильный ответ
Приготовление пищи при помощи микроволновой печи - это электромагнитное возбуждение содержащихся в продуктах молекул воды. Мгновенно проникая, допустим, в глубину куска мяса, волны поглощаются содержащимися в нем молекулами воды. От этого молекулы возбуждаются, их тепловые колебания усиливаются, они сталкиваются друг с другом. А это и есть причина повышения температуры.
Слайд 14
Вопрос 6
Какой закон реализуется в этой ситуации?
Слайд 15
Правильный ответ
Закон сохранения импульса: сумма импульсов тел до взаимодействия равна сумме их импульсов после взаимодействия.
Слайд 16
Вопрос 7
Какой закон Ньютона в историческом варианте сформулирован следующим образом… Действию всегда есть равное и противоположное противодействие, иначе, взаимодействия двух тел друг на друга равны и направлены в противоположные стороны. А эту фразу я говорю именно в таком варианте в «Пункт назначения 4»…
Слайд 17
Правильный ответ
Это формулировка третьего законаНьютона Материальные точки взаимодействуют друг с другом силами, имеющими одинаковую природу, направленными вдоль прямой, соединяющей эти точки, равными по модулю и противоположными по направлению:
Слайд 18
Вопрос 8
Стабильна ли орбита Луны при вращении вокруг Земли?
Слайд 19
Правильный ответ
Луна улетает и с каждым своим витком она чутка подальше, но эта скорость измеряется в сантиметрах. Тем не менее, Луна в современности радикально дальше, чем во времена динозавров. На данный момент у луны и земли уже первая стадия выравнивания достигнута - хотя луна и крутится вокруг Земли, но при этом повернута одной стороной, следующей стадией будет, когда она "зависнет" над какой-то точкой земли и будет вращаться, но уже "синхронно" и дело кончится её дальнейшим отлетом… При этом вращение Земли всё время замедляется, что несколько снижает притяжение.
Лещёва Светлана Николаевна
МОУ Бурмакинская СОШ №2
ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА «ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ЭЛЕКТРИЧЕСТВО»
Цели:
- повторение правил безопасного поведения с электроприборами;
Создание мотивации для сбережения ресурсов и энергии.
Задачи:
- раскрыть роль электричества в быту;
Стимулировать интерес к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученных в школе;
Привлечение внимания к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды;
Вспомнить правила безопасного обращения с электроприборами;
Научить правильным действиям во время опасных ситуаций;
Учить работать в группе;
Воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки.
Оборудование:
Компьютер, проектор, презентация;
Расчёски и шарики для опытов;
Толковый словарь; карточки с заданиями.
Интерактивная игра для обучающихся 2 класса.
Ход внеклассного занятия:
1. Организационный момент.
2. Введение в тему.
Учитель: (слайд №3) - Включить свет это проще простого: достаточно просто щелкнуть выключателем - и загорается электрическая лампочка . Но, так было не всегда.
Что же люди использовали для того, чтобы было светло?
Да, в давние-давние времена людям по ночам светил лишь огонь костра .
Со временем люди догадались, что, если в костер опустить палку, она загорится, и с ней можно будет отойти туда, куда не доходит свет костра. Так появился факел . Но факел был неудобен и опасен в доме: ведь может случиться пожар! Поэтому в домах использовали палочки поменьше: их называли лучины . Ставили лучину на специальную подставку, светец . Под светец ставили специальную ванночку с водой: ведь в деревянном доме даже маленькая искорка, упавшая на пол, может привести к настоящему пожару!
Со временем люди заметили, что, если обмакнуть веревочку в масло и поджечь, то она горит хорошо и долго. Вот и стали наливать в маленькую мисочку масло, класть туда фитиль из ниток и поджигали его. Так появились масляные лампы , которые стали напоминать небольшой чайничек, из носика которого выглядывал горящий фитиль.
Но лампа давала мало света, масло проливалось, и люди придумали свечку, а ещё позже появились керосиновые лампы. Керосиновая лампа горела ярче и была более безопасной.
Люди перестали пользоваться свечками, газовыми фонарями, и керосиновыми лампами, когда была изобретена электрическая лампочка накаливания. С тех пор, в наших домах всегда горит свет! Догадались, о чем сегодня мы будем говорить? (об электричестве)
2. Словарная работа . (слайд №4)
Давайте обратимся к толковому словарю и посмотрим, происхождение это слово.
Слово “ЭЛЕКТРИЧЕСТВО” произошло от греческого слова “ЭЛЕКТРОН”, что означает “ЯНТАРЬ”.
3. Представление команд.
Учитель: - Сегодня мы с вами проведем игру «Его Величество Электричество» и посмотрим, как вы знаете правила безопасного поведения при работе с электроприборами и умеете ли экономить электроэнергию. Но, сначала повторим правила работы в группе.
Правила работы в группах. (слайд №5)
Дорого мнение каждого. (Никто не знает больше, чем мы, все вмесите взятые).
За работой не кричи, а спокойно говори. (Во-первых, крича, вы можете подсказать своим соперникам, а во-вторых, при крике очень неудобно работать.)
Умей не только отвечать, но и слушать. (За плохое поведение группы во время чужого выступления снимаются очки, заработанные в конкурсах.)
Учитель: - Придумайте название своей команды, выберите капитана.
За правильные ответы, вы будите получать жетоны с изображением электрической лампочки.
4. Конкурсный материал.
1 конкурс «Разминка». (слайд №6)
Каждый день и каждый час
Предметов десятки живут возле нас.
И как тяжело в нашей жизни всем стало,
Если б случайно их в жизни не стало.
Угадайте, о каких предметах идет речь? (загадки) Отвечает команда первой поднявшая табличку «ответ»
1. Только я, только я,
Я на кухне главная.
Без меня, как ни трудитесь,
Без обеда насидитесь.
(Электроплита)
2. Он охотно пыль вдыхает,
Не болеет, не чихает.
(Пылесос)
3. На столе, в колпаке,
Да в стеклянном пузырьке
Поселился дружок -
Развеселый огонек.
(Лампа)
4. Посмотри на мой бочок,
Во мне вертится волчок,
Никого он не бьет,
Быстро крем вам собьет.
(Миксер)
5. Два соседа колеса
Собирают голоса,
Друг от друга тянут сами
Поясочек с голосами.
(Магнитофон)
6. Не радио, а говорит,
Не театр, а показывает.
(Телевизор)
7. Светит ночь еле-еле
Возле маминой постели. (Ночник).
8. Умный друг -
Сам без рук,
А другими пользуется. (Компьютер)
9. Берет хлеб мягкий
А возвращает хрустящий. (Тостер)
Как, одним словом, назвать эти предметы? (электроприборы)
Как работают электроприборы? (от электричества)
Электричество стало настолько привычным, что мы его просто не замечаем. Почему человеку очень нужно электричество, что оно даёт людям? (Электрический ток даёт людям свет в доме, работают электроприборы, транспорт, лифт, течет вода из крана…).
2 конкурс «Изобретатели». (слайд №7)
Учитель: - Интересоваться электричеством люди стали очень давно. На берегу Балтийского моря (показ на глобусе) они находили жёлтые камни, блестящие, похожие на стекло. Это застывшая смола сосен - янтарь. Люди думали, что в янтаре заключено волшебство. Если натереть его шерстяной тканью, то происходило нечто странное. К янтарю прилипали трава, перья, ткань, бумага. Так благодаря янтарю, а слово электричество в переводе с греческого, как я уже говорила, означает - янтарь, люди сделали великое открытие - получили электрический ток, который вырабатывается на электростанции, а потом по проводам приходит в каждый дом.
Электричество, ребята, присутствует всегда и везде. Мы можем выработать его прямо сейчас. Проделаем опыт. (выходят капитаны)
Нарежьте салфетку на маленькие кусочки. Быстро расчешитесь. Ваши волосы должны быть чистыми и сухими. Приблизьте расческу к бумажным кусочкам, но не касайтесь их. Они притянулись к расческе. Оказалось, что электрическим чудом обладает всё живое: шерсть кошки, волосы человека.
Задание капитанам:
Надуйте шарик, завяжите его. Поднесите к стене. Ничего особенного мы не увидели - шарик падает. Ваша задача - подумайте, что надо сделать, чтобы шарик прилип к стенке. (выигрывает капитан, у которого шарик быстрее прилипнет к стене)
Молодцы наши капитаны, догадались, что шарик нужно потереть о волосы. На нем появилось статическое электричество. Оно и держит шарик на стенке. Электричество живет не только в волосах, но и в нашей одежде, поэтому шарики можно было натереть и шерстяной тканью.
3 конкурс «Крестики-нолики». (слайд №8)
Учитель выдает каждой команде карточки с «х» и «о». Если высказывание верно, команда поднимает карточку с «х», если неверно, то карточку с «о». На размышление пять секунд. Работают обе ко- манды вместе. Учитель ведет учет, за каждый правильный от- вет - жетон.
1.Уходя из дома, нужно проверить, все ли электро приборы выключены. (х)
2. Обогреватель нельзя ставить около окна. (х)
3. Включенную газовую плиту можно оставлять без присмотра. (0)
4. Пиротехнику надо взрывать подальше от домов. (х)
5. Несколько электроприборов можно включать в одну розетку через тройник. (0)
6. Нельзя трогать электроприборы мокрыми руками . (х)
7. Легковоспламеняющиеся вещества нужно хранить около открытого огня. (0)
8. Нельзя оставлять включенным утюг, когда уходишь из дома . (х)
9. Оставленный на плите чайник не вызывает опасности . (0)
10. При возгорании квартиры опасен не только открытый огонь, но и токсичные продукты горения . (х)
4 конкурс «Объяснялки». (слайд №9)
Учитель: - Широкое использование электроэнергии облегчает труд людей, но при неумелом обращении представляет опасность. Ваша задача - поставить в нужном порядке действия, которые необходимо выполнить. За верный ответ - жетон.
Ситуация №1 - 1 команда
Ты дома один. Вдруг загорелся телевизор.
Твои действия: - накрыть влажной тканью;
Обесточить телевизор;
Позвонить по “01”.
Ситуация №2 - 2 команда
Представь, что ты остался один дома и решил поутюжить белье, вдруг шнур утюга вспыхнул и заискрился.
Твои действия: - бежать за водой и заливать пламя;
Выдернуть шнур с вилкой из розетки;
Взять утюг и убрать его с горящей вещи.
Ситуация №3 - 1 команда
1) Коля решил подключить магнитофон в сеть - он сначала подключил шнур к прибору, а затем к сети.
2) Лампа светило очень ярко. Таня взяла мамин шелковый платок и положила на плафон лампы. Свет стал мягким, удобнее было выполнять уроки.
3) Бабушка попросила Вову посмотреть, не нагрелась ли вода в чайнике. Вова открыл крышку и сунул палец в воду.
Ситуация №4 - 2 команда (выберите правильный вариант ответа)
1) Оля мыла посуду и вспомнила, что начинается ее любимый фильм. Она стала вставлять вилку в розетку мокрыми руками.
2) Женя гладила платье. Раздался звонок. Девочка поставила утюг на специальную подставку и пошла открывать дверь.
3) Мама попросила Наташу протереть люстру. Девочка включила свет, чтобы лучше было видно, намочила тряпку и стала вытирать пыль с лампочки.
Учитель: - Очень часто человек сам становится виновником опасных ситуаций, т.е. он их сам создаёт. Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, надо хорошо знать правила использования домашних электрических приборов . Поэтому необходимо читать инструкцию, которая вложена в коробку вместе с электроприбором.
Давайте вместе составим свод правил безопасности по обращению с электроприборами. (ответивший участник получает жетон)
Правила безопасности. (слайд №10)
1.НЕ беритесь за провода электрических приборов мокрыми руками.
2. НЕ пользуйтесь неисправными электроприборами.
3. НЕ тяните вилку из розетки за провод.
4. НЕ прикасайтесь к провисшим, оборванным и лежащим на земле проводам.
5. НЕ лезьте и даже не подходите к трансформаторной будке.
6. НЕ подходите к дереву, если заметили на нем оборванный провод.
7. Не лезьте на опоры и столбы.
8. НЕ бросайте ничего на провода и не играйте рядом с линиями электропередач.
9. НЕ включайте одновременно несколько электроприборов в одну розетку.
Если человек по своей неосторожности попал под воздействие электрического тока, у него парализуется центральная нервная система. Ток сильно «притягивает» к себе, не давая «оторваться». У человека затрудняется дыхание, может остановиться сердце. Он умирает. Если человек выживет, у него на всю жизнь могут остаться сильные ожоги.
5 конкурс «Энергоэконом».
Учитель:
Энергия окружает нас повсюду. Но мы так свыклись с нею, что порою забываем об этом и о том, что благодаря энергии человеку удалось создать те вещи, которые нас окружают. Потребление энергии ежегодно увеличивается. Мы должны научиться энергосбережению - научиться использовать энергию, находящуюся в нашем распоряжении, эффективно и безопасно. Поэтому ежегодно во всем мире 11 ноября отмечается Всемирный день энергосбережения. (слайд №11)
Представьте, что наша квартира осталась без энергии, которую она получает в виде газа, электричества и горячей воды. Что мы будем делать?
Что же такое энергосбережение? Как вы это понимаете? (Ответы детей)
Верно! Энергосбережение - это бережное отношение к энергоресурсам, эффективное использование возобновляемых и наносящих минимальный вред природе источников энергии. Энергосбережение - это экономия денег семейного бюджета, забота о тех, кому предстоит жить на планете Земля после нас, это забота о наших потомках.
Я буду зачитывать ситуации, команды по очереди объясняют, правильно ли поступили их герои. (жетон за верный ответ) (слайд №12)
1. «Мама и папа смотрели телевизор. Мама ушла на кухню готовить обед. Папа решил помочь маме, он выключил телевизор и тоже пошел на кухню.»
2. «Через час должен начаться любимый Ленин сериал. Чтобы его не пропустить, она включила телевизор и села рисовать.»
3. « Папа сел смотреть телевизор и уснул. Он проспал ровно час. Когда папа проснулся, сразу выключил телевизор и пошел на улицу».
4. «На день рождения к Андрею пришли друзья. Старшая сестра время от времени выходила на кухню, чтобы взять очередное угощение, но свет на кухне не выключала».
5. « Папа с мамой заменили все старые лампочки в доме на новые энергосберегающие.»
6. «Петя сделал все уроки и побежал гулять на улицу с друзьями, забыв выключить свет в комнате.»
Учитель: - Представьте, что если в школе или дома без необходимости будет гореть одна лампочка в течении дня (10 часов), то этого электричества хватит чтобы испечь 30 кг. хлеба.
К аждый хороший хозяин знает, что энергосбережение в квартирах достигается меньшими нормами расхода воды и электричества.
- Какие советы вы можете дать, хозяевам квартиры, где в каждой комнате горят яркие электрические лампочки и, перекрикивая друг друга, работают компьютер, магнитофон? К чему вы бы их призвали? (работа в командах)
(Команды озвучивают свои советы и обе получают жетоны.)
Советы по экономии электричества (слайд №13):
Уходя из дома, гасите свет.
Следите за тем, чтобы свет горел только в тех помещениях, где вы находитесь.
Включайте технику только тогда, когда это нужно.
Используйте энергосберегающие лампы: они потребляют электроэнергии на 70-80% меньше, чем лампы накаливания.
Учитель: - Молодцы, ребята! Каждая команда вспомнила про энергосберегающие лампочки. Энергосберегающие лампочки используют для освещения жилых домов и офисов. Они потребляют энергии на 70-80% меньше, служат в 5-6 раз дольше обычной, а, значит, менее отрицательно воздействую на окружающую среду.
Самым экологически чистым источником света являются светодиодные лампочки. В качестве источника используют светодиоды. Светодиодные лампочки не содержат ртуть, поэтому они не представляют опасности в случае выхода из строя. Применяют их для бытового, промышленного и уличного освещения.
6 игра «Догадай-ка». (слайд №14)
Учитель: - Итак, последний конкурс. В нем мы подведем итоги всей игры. (жетон за правильно выполненное задание) Командам надо подумать и догадаться, какое слово пропущено в предложении.
Задание командам:
В жилом помещении опасными могут быть … (электроприборы)
Перед тем как воспользоваться прибором или инструментами, надо … (прочитать инструкцию)
Выходя из комнаты или дома, надо … (выключать электроприборы)
При включении и выключении электроприборов, надо проверить … (исправность электропроводки)
К оголённым проводам нельзя… (прикасаться)
Не устанавливайте электроприборы вблизи … (приборов отопления)
Нельзя ковыряться в розетке … (пальцем или другими предметами) .
Электричество не терпит соседства с … (водой) .
5. Подведение итогов игры.
(Подсчитывание жетонов. Награждение победителей. Все участники получают памятки «Основные правила пользования электроприборами.» )
6. Список использованной литературы:
1.Классные часы 1-4 классы. Авт.-сост. Н.И. Усцова Волгоград: 2008.
2. Классные часы в начальной школе А.В. Магелон. - Ярославль, Академия развития, 2009.
3. Грачева, Е. Энергосбережение для всех и каждого /Е. Грачева. — Челябинск, ОГУП «Энергосбережение», 2002.
4. Энергия вокруг нас: Учебный модуль. — Брянск: БРОО «Виола», 2003.